Редко читаешь вещь, фантастику на историческом материале XIX-го века, так филигранно заточенную под экранизацию в стиле фильма-ужасов.
Автор оторвал от сердца сценарий?
Или в расчете на работу какой-то студии решил «анонсировать» будущий фильм?
Не знаю. Но по содержанию книга — почти пьеса. Дальше спойлер, предупредил
Есть некий обоз, который идет по снегам из точки А в точку Б. Самые разные персонажи движутся в этом обозе. Везут казенное золото. Едет по делам японец, непременно с мечом самурайским и переводчиком. Поручик Савельев движется с женой в Петербург. Едет профессор. Есть в обозе и чиновник, и купец, и довольно много ямщиков.
Разговоры поначалу идут больше про государство и политику, Бушков такое любит. Поручик Савельев ревнует жену к купцу, хотя совершенно безосновательно.
Но потом начинают героям сниться одинаковые сны. Там, в мрачном подземелье просыпается какая-то чертовщина. От простого ужаса дело идет к оргиям совершенно животного типа, потом к относительно приличным возлияниям.
А наяву в первый день кто-то на фиг уносит все золото. Корпус золотых часов — фьють. Казенное золото — фьють. Украшение на орденах — фьють. Возникает от этого в попутчиках некоторая напряженность. Кто ближних своих желает оприходовать, а кто и себя — за утрату груза суд и каторга. Дальше — толще. Обоз начинает сопровождать какое-то жужало-кружало (спецэффекты 90-х), которое насмерть вымораживает/высушивает нескольких лошадей, да и людям достается. Еще это жужало-кружало снег двигает, придавая ему формы то медведей, то кого еще (спецэффекты 2000-х).
Единственный эпизод, который требует больших декораций — деревня, которую проезжает обоз. Местные думают дать гостям от ворот поворот, становятся стеной, да еще и местный колдун вступает в игру. Но тут проснувшееся нечто (а попутчики уже разобрались, что проснулась неведомая Е.Х., типа джинна, которая спала в неосторожно распечатанном кувшине, взятом из могильника) показывает, кто в тайге медведь — и обоз в деревне останавливается.
И вот, когда все уже изрядно устали, и до «Челябинска» еще несколько дней пути, к демону возвращается здравый ум и трезвая память. Назвавшись Иваном Матвеичем, и принявши человеческий облик, он поначалу обещает спутникам разнообразные приятности, если станут его поддерживать, а потом прямо говорит — хочу жену поручика Савельева в жены (на поругание, для секса — выбрать по вкусу). Здесь и сейчас.
/Краткая перебивка — снится поручику сон, явно исторического характера, про то как посадили демона в кувшин. Но там всякая магия фигурирует, которой поручик не владеет, так что подсказка почти мимо кассы/
Тем временем демон мобилизует местных волков, и большой стаей начинает шантажировать обоз. Не отдадите красавицу — съедят. В самом обозе он же начинает толкать соответствующие речи ямщикам-обозникам, и те вроде согласны, что одна женщина дешевле всех жизней.
В этот критический момент профессор соображает, что все попытки убить демона, которых он хоть как-то боялся — были связаны с бирюзой. В украшениях, отделке японского меча и персидского кинжала — её хватало.
Дальше все просто: охотничьи ружья заряжаются небольшими камушками, залп, и счастливый конец.
Выдох...
Что хорошо:
— это не самый плохой мистический детектив. На твердую четверку по пятибалльной шкале;
— явно годно для экранизации, и будет вполне себе фильм, автор выписывает эпизоды, расстановку персонажей «в кадре». Если делать, то будет «дешево и сердито»;
— исторический пласт проработан, автор явно в своей тарелке. Разнообразные фразы в стиле «всех не перестреляешь» и обстоятельства, при которых эти фразы произносятся, придают некоторую политическую оживленность;
— герои присутствуют, они вполне живые и узнаваемые.
Что плохо:
— автор порой перебирает с «русским языком второй половины XIX-го века». Вычурность имеет место быть с превышением;
— какой-то свежей, оригинальной идеи, интересного фантдопущения — автор не выдал. Собственно, когда понимаешь, что это за история — финал угадывается с середины;
— мамонтов, слонопотамов и прочих крупных животин, чтобы с хоботом — отмечено не было. Все-таки аккуратнее надо быть с названиями.
Итого. Вещь сама по себе — разве что убить время в электричке. Стандартный уровень Бушкова — крепенький и кругленький, сбитый и приглаженный, а спросят тебя через час о подробностях — и не вспомнишь. Экранизация может быть вполне пристойной и оживить произведение. Тогда я с удовольствием посмотрю фильм.