«either hate the series or love it»
— Стивен Эриксон
Жили-были два друга археолога — Стив Лундин и Иан Эсслемонт. Совместно они разработали сюжет и мир Малазана, который должен был лечь в основу ролевой игры. В последствии в 1991 году Лундин написал сценарий для фильма. А затем по его мотивам роман. Однако опубликовать его Стиву удалось лишь в 1999 году под псевдонимом — Эриксон. Тогда же был подписан контракт на остальные девять книг серии... Спустя несколько лет, в 2004 году, друг и соавтор Эриксона по созданию мира — Эсслемонт, смог опубликовать «Ночь Ножей» и тем самым открыл цикл «Малазанские романы», служащие дополнением к основной эпопее «Малазанской Книги Павших». Последнюю, писал непосредственно Эриксон и закончил в 2011 году, однако писатель продолжит творить в этом мире. Сейчас он работает над двумя трилогиями.
Такова история цикла «Малазанская империя»...
Мы же говорим о «Садах Луны», первой книги Малазанской «Книги Павших», огромного подцикла.
Серию часто сравнивали по эпичности с «Песней Льда и Огня» Джорджа Мартина, по атмосфере с «Хрониками Чёрного Отряда» Глена Кука. Если с творчеством первого я более-менее знаком, то с книгами последнего только начинаю...
Книга очень сложна и многослойна. Автор бросает нас в незнакомый мир и приходится буквально тонуть в нагромождении названий, титулов и имён. Даже приложения положения не спасают... Так что здесь придётся много думать и запоминать.
Многие люди обвиняли Эриксона в неживых и плоских героях и отсутствия непосредственно описания их облика. Такой недостаток действительно есть, но кто ожидал от Эриксона персонажей уровня Мартина? Если же их рассматривать без каких-либо сравнений, то они очень даже неплохи. И бывают попадаются любопытные и в целом, живые типажи. Неплохо выписан Крокус — вор и хранитель монеты. Любопытна Горечь/Апсара. В её душе явно идёт борьба. Ну и, конечно, бесподобен Аномандер Рейк, Повелитель Лунного Семени. Хотя бы из-за него книгу стоит прочитать!
Ключевое слово книги, да и вообще цикла — война. Грязная, кровавая или скрытная, партизанская, но не менее отвратительная и гнетущая.
Сюжет описывает конфликт Семи Городов и Малазанской Империи, мощной державы, вторгшейся на другой материк для захвата власти. Примерно половина действий происходит в Даруджистане. Это — жемчужина, последний город, который осталось захватить Империи для полного триумфа. Однако они пока не знают, что в игру вступили Боги. Вообще книга мне напоминает игру в карты, или шахматы. Каждый по очереди делает свой ход, и неизвестно кого постигнет смерть — Бога, или смертного? Здесь это не имеет значения.
Сюжетных линий не просто много, их количество зашкаливает все пределы. Даже Мартин не позволял себе такого! Да ещё и в первую книгу разом! Дело осложняет ещё и то, что у Эриксона, как у Аберкромби — рваный стиль, и в одной главе — барабанная дробь! — может насчитываться до десяти линий.
Ещё одна любопытная особенность «Садов Луны» заключается в большом количестве магии. Здесь много сражений не только на мечах, но и поединков между волшебниками.
Мир выписан необычайно детально, как... Как у Толкина. И хотя, названия такие заковыристые, что сам чёрт ногу сломит — это добавляет книге определённого шарма.
Ну, а масштаб разворачивающихся событий... Для первой книги очень сильно. А что тогда будет в последующих? Даже и представить страшно.
И ещё одна изюминка, перед каждой главой идёт стих и некоторые из них очень красивы. Не смог их корявый перевод исказить, не смог.
Резюме: очень сильная книга. И как зачин для большого цикла, выглядит впечатляюще. Эриксон, вполне оправдывает своё звание одного из лучших творцов и писателей в жанре.
Рекомендуется:
- Тем, кто любит огромный и детально проработанный мир
- Тем, кому нравится обилие героев
- Тем, кому нравится огромный эпический размах в духе Толкиена, или Мартина
- Тем, кому нравятся произведения в мрачноватой-циничной форме в духе Глена Кука, или Джо Аберкромби