Джосс Уидон (Баффи, Ангел, Светлячок — мне нужно продолжать?) все же удивительный человек. За последние годы зритель уже довольно близко познакомился с основной линейкой студии Marvel, благодаря серии фильмов, представляющих того или иного героя. Изначальная идея – показать насколько индивидуален каждый из участников нынешней команды, срабатывала не всегда, но в целом срабатывала, что позволяло приносить производителю деньги, а зрителю – удовольствие. Уидон сработал блестяще, сумев не только скомпоновать всех героев в одну сплоченную команду, но и параллельно успев раскрыть характеры каждого из “Мстителей”. И если раньше для каждого из героев на развитие уходил, как минимум, один фильм, то Уидону, оказалось достаточно этого одного фильма, для того, чтобы раскрыть их всех.
Во многом ему как раз помогли вышеупомянутые фильмы, благодаря которым зритель должен был бы не потеряться среди многообразия супергеройских лиц. Но даже если отбросить в сторону этот опыт, то запутаться в происходящем будет довольно сложно – не ввиду сюжетной простоты в целом, но за счет тщательной проработки каждого из героев команды. Уидон плавно представляет зрителю всех героев по очереди, и каждое из этих “первых” появлений уже вовсю работает на раскрытие характеров – не только за счет серий коротких флэшбеков, но и с помощью чудесных Уидоновских диалогов.
Уже второй раз за последнее время (первый раз был на Титанике в 3д) я убеждаюсь в том, что когда режиссер фильма отвечает еще и за сценарий – это идет фильму на пользу. Не каждый, конечно, умеет писать сценарии, да еще делать это хорошо; но благодаря такому сплаву режиссеру гораздо проще работается – ему не надо объяснять “как и что”, все события и так уже выстроены у него в голове. И сейчас, после выхода “Мстителей” на экран, хочется вспомнить “Светлячка”, а заодно ткнуть изрезанный сценарий “Миссии Серенити” в лицо продюсерам, с яростным воплем “Вы поняли, ЧТО вы тогда сделали?”.
В этот раз Уидону дали развернуться – и результатом стал прекрасный сценарий (и фильм), в котором развитие сюжета и развитие героев связывается одной нитью, а масштабные спецэффекты и разрушения не создаются по принципу Майкла Бэя “крушить, еще больше крушить” – акцент на них вообще гораздо меньше, чем упор на угаранный экшн, которому сюжетное многообразие героев только помогает.
Как можно уже было заметить по предыдущим работам Уидона, большой ставкой в его идеях и сценариях, являются персонажи. Сюжет тоже играет немаловажную роль – но какой может быть сюжет без хорошо созданных героев? В “Мстителях” Джосс продолжает гнуть свою линию – и с бесконечным задором неустанно обыгрывает классические киношные ситуации на свой фирменный лад. Разговоры между героями пестрят разнообразными подколами и шуточками, причем масштабные разрушения и битвы вовсе не мешают им вспоминать минувшие дни, и отвешивать едкие комментарии. В какой-то момент так и хочется перефразировать одного персонажа из фильма, радостно вопя “Они живые! Живые!”, по отношению к героям. За счет веры в эти характеры, за счет гармоничного сочетания участников сюжета, и собственно, самого развития действия, создается невероятное ощущение динамической живости происходящего. В этот раз, как это часто бывает, диалоги не сбивают динамику фильма, а вовсе наоборот – увеличивают ее.
Конечно, главная концепция фильма «по Уидону» проста — те непохожие друг на друга люди и нелюди, которые поначалу не могут найти общий язык, ближе к финалу, конечно же, учатся работать в команде – пускай склочной, ворчащей, но команде. Но честно приложив руку к сердцу – да какая, к черту, разница — насколько проста или сложна идея? На мой взгляд, к двери с названием “Мстители” подошел бы только такой ключ – он прост, но понятен, и, одновременно, захватывающ.
Можно еще долго распространяться по поводу технических терминов, обсуждая мощные спецэффекты или невероятно активную камеру. Можно еще долго говорить об актерских талантах Роберта Дауни мл. или Марка Руффало….но я не буду этого делать. Все это в фильме хорошо — хорошо, но в этом случае, для меня это — не главное. Те люди, кто не особо заинтересован комиксами вряд ли получат схожий с фанатом эффект после фильма, но во всяком случае они уж точно смогут оценить фильм не только с точки зрения технической, но и сценарной стороны. Что до остальных….
Глядя на себя сейчас со стороны, я думаю о том, что вот – фанаты дожили до дня “Мстителей”. Все те, кто грезил этим еще с детских лет. У нас таких фанатов меньше (хотя в утро рабочего четверга зал был полон) – зато я даже представить боюсь, что нынче твориться в Америке, где люди с яслей растут на историях про этих героев. Сейчас я понимаю, что фильм вышел, и ничего сверхмасштабного не произошло – мир не перевернулся. Но я совру, если скажу, что глупая улыбка на моем лице, с которой я глядел на прохожих в метро, была неискренней. Мои слова, пожалуй, подтвердят аплодисменты и смех из зала. Да – манипулирует на самых простых чувствах. Да – про летающих мужиков в костюмах. Да – пафосно. Но фильм несет с собой запах краски из старых ларьков, которых нынче мало. Ощущение детства – не наигранного, не опошленного, а того самого, в котором у тебя загорались глаза во время чтения новой истории. Мир не перевернулся, о да – но глаза снова горят, и может быть….. может быть, он стал чуточку другим.