— Север Феликсович, какая, на ваш взгляд, самая удачная экранизация НФ за последние годы?
Г.: Я очень мало видев последних постановок. Но самый запомнившийся фильм из просмотренных — «Дни затмения» Сокурова. Такого одушевления природы, такого показа сверхъестественной ее силы, по-моему, не удавалось никому добиться. Очень серьезный многоплановый фильм. Фантастику снимать очень трудно. Не каждому режиссеру это под силу. Зачастую режиссер волей-неволей уничтожает саму идею произведения. Вообще сейчас сильная угроза литературе в целом (и научной фантастике в частности) исходит от современных средств массовой информации. Возьмем, к примеру, классику: «Человек-невидимка». Сравним первоисточник и телефильм. Произведение Уэллса — это тайна, в которую нас исподволь вводит автор, понемногу приоткрывая занавес. В фильме авторы идут по пути упрощения, даже в какой-то мере, оглупления, примитивизации.
— А кто из советских и зарубежных фантастов вам больше всего нравится?
Г.: Вообще нравится читать очень многих. Если говорить о советских, Аркадия с Борисом Стругацких очень люлю. Кира Булычева, не все его вещи, но у него есть прекрасные произведения, как-то нравственно насыщенные чувством глубоким и сильным. Я думаю, из чего состоит литература? А — человек знает что-то, чего не знают другие. Б — человек умеет облечь это в интересную форму. В — человек не равнодушен к описываемому материалу, а еще вкладывает свою собственную личность с каким-то призывом. Если я сажусь и начинаю так: «Таня вышла из проходной, ей вспомнились озорные глаза комсорга Пети...» — вряд ли какая-нибудь читательская душа затрепещет сразу. А вот если я напишу: «Джон вышел из убежища, он вспомнил, что на этой планете баракудра нападает слева...» — парень любого возраста станет читать дальше и с большим интересом. Хотя литературно тут разницы никакой, и информации нет.
Из зарубежных нравится Брэдбери, которого все знают. Шекли — какая энергия, какая сила! А новые романы: такие страшные и такие интересные. Очень динамичный писатель Уильям Тен... Многие нравятся, потому что никакой человек не обнимет весь мир, но некий сектор в нем он своим талантом просвечивает, и вот этим он ценен. Поэтому многих писателей любишь. Настоящий писатель — человек, который дописался до самого себя и от себя пишет, и он всегда интересен.
— На ваш взгляд, какая самая бредовая научно-фантастическая идея?
Г.: Человек всосал самого себя внутрь!