Этот автор разочаровывает меня редко, потому без опаски взялась за него после Аберкромби. Посмотрела, что там последнее я читала и взялась за Золушку. Начало очень огорчило: утопия и вроде это должно быть смешно, но мне не было. Еще смутно начало что-то вспоминаться: вроде бы читала. И ощущение осталось приятное. Так что не бросила, а продолжила. И правильно.
Оказалось, там дальше фишка. Ну сначала вроде как в мечтах блондинки, которая стала президентом Земли, потом убедила всех мириться и покрасить автострады в розовый. То есть явный стеб. Но на таком даже в масштабах рассказа не выедешь, а я все же от Булычева привыкла ожидать большего.
Читаю дальше: тут героиня просыпается, видит свекровь-алкоголичку, на дворе девяностые, муж один умер, другой – в тюрьме, денег нету, бандиты преследуют… В общем, перевернули с белого на черное. Ну первым делом думаешь, что вон та первая утопия героине снилась. Но нет, окажется – не снилась.
В общем, повесть останется сатирической, но все равно очень динамичной и удачной. И концовка закономерная и правильная. В общем, ничего другого ожидать и не приходилось. Читать и еще раз читать.
Оценки.
1. Та часть мира, которая наша, автора очевидно не устраивала. Даже через привычные добрые интонации (в которых, естественно, правды ни на грош) просвечивает злость на время перемен. Оттого сатира удалась как нельзя лучше. Очень цепляет – особенно тех, кто помнит, как это было. Наверное, некоторым и сейчас не лучше живется… Да, он любит заставлять задумываться.
Ну а вторая часть, которая кажется нереальной, очевидно так и планировалась, так что нареканий нет. Автор выполнил поставленную перед собой задачу. Как всегда, он хотел просто проиллюстрировать мысль. Впрочем, любая его книга – это размышления, антураж там вторичен.
Хотя вот лично мне попадались антуражи поярче и поглубже. Так что качественно, но встречались мне миры и покраше. Шесть, к сожалению.
2. Читабельность великолепная, за счет сопереживания в основном. Опять же, как всегда, Булычев кажется кем-то, кто живет той же жизнью, что и ты. Понимает твои проблемы, ценит твои достижения, даже зубы у вас в унисон ноют. Естественно, такое понимание не может не завораживать. Ну и плюс он просто умеет писать. Очень просто и очень емко. Десять.
3. Интрига для меня скрылась в попытке сообразить, где тут реальность. А потом сообразить, где же предел терпению Иова в лице героини и ее жизненным силам. Просто читаешь и думаешь: ну не я ли это? Нет, проблемы другие, но ощущение, когда на тебя наваливается миллион траблов один за другим, и ты даже не знаешь какой хуже – ощущение передано один в один. Лапы вытащишь – хвост увязнет… И, конечно, переживаешь за героиню, как за себя. Оттого особенно порадовала грамотная развязка, которую я не смогла предсказать. Даже со второго прочтения. Она очень нелогичная, но правильная. Впрочем, в этом снова весь Булычев: характерен в своем идеальном воплощении. ))) Десять.
4. Персонажи очень интересные и тоже, как всегда, гиперболизированы. Он не станет делать из героя мачо, а если и станет, то тут же толкнет его под поезд и мы получим безногого мачо после неудачной лоботомии – ну по голове его тоже стукнет обязательно. Автор не опускается до грубого реализма вроде прыщей на заднице, как это принято у многих западных авторов, он окунает нас в нашу же реальность, оставляя ее до абсурда приличной. Такой он, да.
И, тем не менее, герои очень схематичны. Это пародия на жизнь. Сопереживаемая, но пародия. Но ведь так и задумано. Десять – зачастую удачный шарж лучше оригинала. И правдивее.
5. Идея, ох идея… Страдания укрепляют личность? Идеал убог? Столь любимый автором камень в огород общества потребления? Притом не капиталистического, а в целом – с коммунизмом во главе? Ненависть к эпохе? Все это, и многое другое – да. И над всем этим придется думать, прочитав коротенькую такую повестушку, даже длинный рассказ. Десять. И кто не готов, пусть лучше не начинает.
6. Душевность может и не зацепить молодежь, но я очень поностальгировала. Это как с Бригадой: посредственная же штамповка, но я вот в этом жила… Грустно, противно, жестоко, но это тоже мы. Это то, что не поймут компьютерные детки, это добрая грусть по злым временам. Десять.
7. Про погружение и вовсе говорить не приходится: идеально. Не всегда хочется там оставаться, страшно потому что ;), но интерес берет верх, так что сидишь и не выныриваешь. Как страшный фантастический сон (мне как раз сегодня снилось что-то подобное, полупостапокалиптическое) – жутко, а просыпаться не хочется. Десять.
Синопсис.
Все еще думаю, отписываться ли про старушку Агату. Ну и Пайпер будет, как обещала. Автор малоизвестный, так что тем более грех не поделиться.
2010-06-12