Как ни странно, хорошие фантастические книги, коих множество, экранизируют редко — предпочитая им комиксы или оригинальные сценарии. Впрочем, попытки обычно заставляют подумать: и слава богу. Вспомнить хотя бы недавнего «Конана-варвара» Маркуса Ниспела или отечественный «Обитаемый остров» авторства Федора Бондарчука. «Джон Картер» Эндрю Стэнтона мог пополнить собой ряды провальных экранизаций — от этого не спасают ни громкие имена в титрах, ни огромные бюджеты на декорации и спецэффекты. Однако ветеран Pixar в совершенно новом для себя жанре сделал нечто невероятное — он воплотил на экране именно книгу, а не миллионы долларов.
«Принцесса Марса» Эдгара Райса Берроуза, вышедшая ровно сто лет назад, была классическим образцом бульварного чтива belle epoque. Вполне наукообразные по тем временам гипотезы (Берроуз опирался на теорию Персиваля Лоуэлла, доказывавшего существование на Марсе развитой, но погибающей цивилизации) причудливо сочетались с антуражем приключенческих романов в духе Генри Райдера Хаггарда. Описания немыслимых, но считавшихся тогдашней публикой возможными, аппаратов и технологий — с простеньким сюжетом, уходящим корнями куда-то в древнюю мифологию. Здесь были и полуобнаженные воительницы, и первобытные вожди с зеленой кожей и о четырех руках, а главное, подлинная страсть и наивность — то, чего современная фантастика уже давно лишилась.
Эндрю Стэнтон, фанат Берроуза, до сих пор очень популярного в Америке, подошел к экранизации основательно. Он не стал искусственно осовременивать или улучшать классику (как это сделал Кристофер Нолан с «Бэтменом»), а снял так, как написано, с поправками на требования кинематографа в целом и студии Disney в частности. Возможно, это решение было неправильным — времена все-таки изменились. Однако напор Стэнтона позволяет забыть о том, что «Принцесса Марса» никогда не блистала интеллектуальным превосходством, и просто наслаждаться лихо закрученной и красиво поставленной историей. В конце концов, у большинства современных блокбастеров сюжет, мягко говоря, не богаче.
«Джон Картер» Стэнтона покоится на трех китах: это хорошо прописанный, предельно детализированный мир, интересные персонажи и лишь в последнюю очередь спецэффекты. О достоверности на Барсуме лучше забыть: главный герой, «благодаря меньшей силе тяжести», может практически летать и убивать великанов ударом кулака; как работает многочисленная машинерия Гелиума или передвижной город Зоданга, совершенно неясно; но предъявлять к Берроузу претензии такого рода просто бессмысленно. Психологическую достоверность тоже лучше искать не здесь — в романе действуют скорее архетипы: неустрашимый герой, прекрасная принцесса, мудрый правитель, коварный злодей, и так далее.
Зато, благодаря отличному кастингу, даже произнося слова столетней давности, они не выглядят глупо. Тейлор Китч убедительно изображает бунтаря (в этом смысле «аризонская» часть фильма удалась на славу); Линн Коллинз — образованную и своевольную аристократку; Кьяран Хайндс — просвещенного монарха в безвыходном положении. Марк Стронг и Доминик Уэст крайне органично изображают абсолютное зло; оставшиеся за кадром Уиллем Дефо и Томас Чёрч — свирепых, но порой сентиментальных варваров. Кастинг здесь — большой плюс картины, в отличие от значительной части блокбастеров.
В итоге, получился превосходный приключенческий фильм, литературная основа которого была бережно перенесена в формат 3D. Дети, подростки и так и не выросшие взрослые — основная аудитория таких картин — воспримут «Джона Картера» на ура; тем, кто хочет серьезной фантастики, лучше обойти работу Стэнтона стороной. Поклонники Берроуза и вообще ретро, впрочем, внакладе тоже не останутся — как и те, кто придет на фильм просто, чтобы получить визуальное удовольствие. Во всяком случае, хорошо, что талантливые постановщики с большими бюджетами, наконец, обращают взоры в сторону классики, а не «оригинальных» историй.
Вдвойне приятно то, что создатели фильма не поддались искушению осовременить историю, а скурпулёзно вырисовали классические её штрихи – и ведь при этом картина выглядит более чем свежо, не банально, а зрительские усмешки вызывает лишь там, где это задумано сценарием. В целом, я лично получил огромное удовольствие от просмотра. Бальзам на душу после давно уже набившей аскомину современной кинокоммерции.