Майкл Маршалл Смит, Только вперед (1994)
Hint: перевода на русский в Снах разума не будет, с правами проблемы.
Дебютный роман Майкла Маршалла Смита получил две престижных премии: August Derleth Award за 1995 год и Philip K. Dick Award за 2000 год.
Cочетание достаточно редкое: приз Августа Дерлета обычно присуждают за произведения, выдержанные в стилистике weird fantasy и иногда хоррора, а премия Филипа Дика предназначается автору-дебютанту, чей роман опубликован в мягкой обложке и относится к твердой научной фантастике.
Роман снабжен довольно странным, но ключевым для понимания основной идеи хоррор-прологом.
Основной текст начинается с того, что протагонист Старк (остается неясным, подлинная это фамилия либо прозвище) получает заказ от своей давней подруги Зенды Ренн — разыскать и вернуть к служебным обязанностям загулявшего сотрудника компании, где Зенда числится топ-менеджером (точное название ее должности задает всю стилистику романа: Under-Supervisor of Really Hustling Things Along). Компания эта не простая.
Действие отнесено в неопределенно далекое будущее. Все персонажи ведут себя так, будто находятся на Земле, но это условие в принципе не является обязательным и вплоть до заключительной главы не находит ни подтверждения, ни опровержения (ср. с решением этой проблемы у Рейнольдса в Terminal World).
Повседневная их жизнь протекает в недрах исполинского, раскинувшегося на целый континент города, отдельные районы которого управляются по принципу франшизы — хочется помянуть Стивенсона, но Лавина и Только вперед создавались одновременно и независимо.
Общий уровень цивилизации безусловно выше нашего, но не столь существенно, как можно было бы ожидать; создается впечатление, что многие общественные структуры либо сознательно скопированы с земного общества начала XXI века, либо восстановлены по литературным описаниям и кинофильмам, что подразумевает некую катастрофу планетарного масштаба. Отчасти это подтверждается упоминанием о том, что космические и суборбитальные полеты прекратились примерно за сто лет до событий романа.
Основных франшиз в Городе восемь, для сюжета интерес представляют четыре:
1. Цветная (Colour). Здесь живет Старк в компании своего кота и домашнего компьютера, обладающего крайне вредным характером. Жители франшизы соблюдают определенный цветовой дресс-код в зависимости от времени суток. Иных требований к ним не выдвигается.
2. Красная (Red). Здесь обитают гангстеры, наркоторговцы и просто мелкие бандиты, подчиняющиеся доброму другу Старка, азиатской внешности крепкому мужику по имени Цзи (Ji). Цзи пытается превозмочь влияние своего конкурента Снедда, пока не обнаруживает, что они со Снеддом приходятся друг другу сводными братьями.
3. Action Centre (затрудняюсь подобрать вполне адекватный перевод, поскольку обыгрываются как буквальное, так и финансовое значения слова action). Это мегакорпорация, в которой работают Зенда и пропавший менеджер Фелл Олкленд.
Техно-Центр представляет собой доведенный до абсурда рай младшего бизнес-аналитика: здесь рабочий день может длиться двадцать четыре часа в сутки, сотрудники спят на столах, к которому предварительно приковывают молекулярными цепями свои компьютеры и чемоданчики, а все посторонние должны не только назвать имя, фамилию и полную должность человека, по чьему приглашению явились, но и получают на входе браслет с зарядом нановзрывчатки и таймером по принципу «мертвой руки», задержка которого истекает в точности через указанное посетителем время. Если к этому сроку гость не покинул пределы Техно-Центра, браслет взрывается.
4. Кошачья (Cat). Как следует из названия, эту франшизу населяют эволюционировавшие коты, у которых выработалось что-то вроде коллективного разума.
Остальные участки Города описаны менее подробно.
Стилистика классического полицейского детектива в первой трети книги соблюдается очень тщательно, будучи расцвечена непременными солеными шуточками, напряженными размышлениями у камелька, представленного портативным гравигенератором и голографическим экраном, а также квестами по городским дебрям. У Смита получилась отменнейшая перелицовка нуар в русле НФ, гораздо более убедительная, чем в опубликованном чуть позже Пистолете с музыкой. А вот затем, когда Старк, обследовав несколько франшиз, без особого труда устанавливает местонахождение Олкленда, у романа появляются черты, претендующие на истинную уникальность.
Визуализация детских кошмаров, затаенных фантазий и наркотических галлюцинаций сделана на очень высоком уровне, хотя Смит ни разу не переступает той черты, где заканчивается неповторимый сплав жанров и начинается банальный хоррор.
Можно рекомендовать тем, кто не плюется от слова Inception.