| Новинки фантастики: Новая игра ЭндераСтатья написана 11 декабря 2008 г. 11:45 |
Обзор книжных новинок. Продолжение романа «Игра Эндера» Орсона Скотта Карда. Новые приключения антиквара Алекса Бенедикта в романе «Глаз Дьявола» Джека Мак-Девитта. Комедийный триллер о зомби Роберта Рэнкина «Некрофения». К каждому обзору прилагаются комментарии от писателя-фантаста Пола ди Филиппо.
------------------------------------------------------ ------------------------------------------------------ ------------------------
Эндер в изгнании (Ender in Exile)
Орсон Скотт Кард (Orson Scott Card)
Издательство Tor Books
Твердый переплет, 2008
http://www.scifi.com/sfw/books/sfw19806.html
Этот роман — «интерквел». Мы узнаем о событиях, которые произошли между первой и второй книгой серии.
Когда действие первой книги, «Игра Эндера», подходит к концу, — главный герой еще очень молод. Да, он блестящий полководец, настоящая машина для убийства, закаленная в боях с инопланетными тварями, — но в то же время, Уиггин остается подростком.
В начале второго тома, «Голос тех, кого нет» (Speaker for the Dead), Эндрю уже 35. Что происходило с ним за эти годы? Роман «Эндер в изгнании» ответит на этот вопрос. Но… лишь частично, — в финале книги Эндеру всего лишь 17. Значит, есть простор для новых интерквелов.
Книга начинается там же, где заканчивается «Игра Эндера». Главный герой побеждает в войне, — но методы, которыми ему невольно пришлось воспользоваться, далеко не всем пришлись по душе. Общество разделилось. Одни видят в Эндере героя, другие — монстра.
Как поступить с ним?
В конце концов, решение было принято. Эндеру оказана «великая честь». Главного героя назначают губернатором первой земной колонии, на планете Шекспир. Но есть одна проблема — это означает, что Эндеру предстоит путешествие длиной в сорок лет. Ровно столько времени пройдет на Земле, — хотя для самого героя пройдет только два года.
Но Эндер не растерял свою изобретательность и умение держать удар. К тому же, Валентина решает поехать с ним. Главному герою предстоит столкнуться с ревнивым адмиралом Морганом, капитаном корабля, а также двумя дамочками, — Дорабеллой и Алессандрой Тоскано, которые отправились в путешествие, в поисках богатых женихов.
Прибыв на Шекспир, Эндер понимает, что судьба вновь улыбается ему. А в конце книги, он отправляется в путь, чтобы бросить вызов своему прежнему товарищу по Академии.
Отзыв для SciFi.com пишет Пол ди Филиппо, писатель-фантаст. Он признает, что недостаточно хорошо знает цикл про Эндера, и не может судить, насколько удачно книга вписывается в общую картину. Тем не менее, Карду удалось воссоздать дух своих прежних произведений.
К несчастью, роман рассыпается на несколько статичных частей, и не возникает чувства Большого Приключения. К тому же, автор повторяет все те же мудрые мысли, которые мы уже слышали, — и от него, и от других романистов.
Политика и война — грязное дело. Над отношениями надо работать. Выживание (как отдельного человека, так и всей расы) имеет свою цену. Амбиции — это палка о двух концах. Для того, чтобы повзрослеть, приходится дорого платить, — и многие люди так и не могут повзрослеть до конца.
Стоило ли пережевывать все это снова? — спрашивает нас Пол ди Филиппо.
Есть нарекания и по структуре романа. Первую треть книги (около 100 страниц) Эндер готовится к путешествию. Столько же места занимает сам полет. И только в конце начинаются приключения, — не слишком ли поздно?
Завеса молчания, скрывавшая взросление Эндера, — была гораздо лучше, чем новый роман, который описывает эти годы. К такому выводу приходит Пол ди Филиппо, и ставит книге оценку «4».
------------------------------------------------------ ------------------------------------------------------ ---------------------
Глаз дьявола (The Devil’s Eye)
Джек Мак-Девитт (Jack McDevitt)
издательство Ace Books
твердый переплет, ноябрь 2008
http://www.scifi.com/sfw/books/sfw19895.html
Четвертая книга в популярном цикле, отмеченном премией «Небула». Неутомимый антиквар Алекс Бенедикт и его помощница Чейз Колпат вновь нашли себе неприятности, — на самом краю галактики.
Ох, уж этот Алекс! Спокойный, рассудительный, невозмутимый, — а надо же, раз за разом влипает в разные нехорошие истории. На сей раз он решает забыть про цивилизованный мир, и покидает сердце Конфедерации, — что уже тысячу лет объединяет людей на разных планетах. Бенедикт отправляется на окраину галактики, в загадочный и опасный мир Салюд Афар, озаренный двумя светилами, — Морией и Каллистрой.
Действие пролога происходит в прошлом, — где-то за тридцать лет до главных событий. Когда мы вновь встречаем главных героев, они заняты возней со Мьютами, — это раса пришельцев-телепатов. Но все мысли о Мьютах вылетают из головы Алекса, когда он получает сообщение от Вики Грин, известной писательницы, которая подвизается в жанре мистики.
Вики просит Алекса помочь ей, в одном непростом деле, и уже выплатила ему через банк крупный аванс. Но прежде, чем Алекс успевает поговорить с ней, случается непредвиденное, — кто-то стирает память у Вики, и она ничего не помнит. Тогда Алекс и Чейз отправляются на Салюд Афар, — это последняя планета, где побывала писательница.
Этот заброшенный мир хранит много тайн и древних легенд. Местные не хотят помогать Алексу, — более того, пытаются убить антиквара. Шаг за шагом, Бенедикт приближается к разгадке, — и мы понимаем, как все это связано с событиями из пролога. В финале, герой узнает, что всей планете угрожает смертельная опасность, — и ему самому, конечно, тоже.
В своей рецензии, Пол ди Филиппо рассуждает о Великой Тройке фантастов, — Артуре Кларке, Роберте Хайнлайне и Айзеке Азимове. Почему у Азимова меньше всего последователей? Модный стиль Хайнлайна и метафизические идеи Кларка, — можно назвать много авторов, которые пытаются продолжать эти традиции.
Гораздо сложнее подражать Азимову. Его книги отличаются особой рациональностью, действие разворачивается неторопливо. Но разве можно сказать, что читать Азимова скучно? Работать в таком стиле непросто, — и Джек Мак-Девитт является одним из немногих истинных последователей Азимова.
Начнем с героев, предлагает Пол ди Филиппо. Алекс Бенедикт — не вор, не наемник, и не повстанец, в отличие от многих других героев фантастики. Это человек из высшего общества, — ему, скорее, место в книгах Оскара Уайлда.
Чейз Колпат выполняет при Алексе роль доктора Ватсона, подробно описывая приключения шефа, — а порой и тянет одеяло на себя, выходя на главную роль. По мнению ди Филиппо, Алекс и Чейз очень похожи на Перри Мейсона и Деллу Стрит, причем не на самих героев Эрла Стенли Гарднера, а на их экранные воплощения, созданные Реймондом Барром и Барбарой Хейл в классическом сериале (который транслировался у нас дважды, по каналу «Культура».
В целом, ди Филиппо высоко оценивает книгу Мак-Девитта, — в частности, отмечая, что автор ведет с читателем честную игру, и вы сможете найти разгадку быстрее, чем Алекс Бенедикт, если будете внимательны. Критик даже не упоминает о недостатках книги, — разве что иронично сравнивает ее стиль с приключениями Скуби-Ду.
По мнению обозревателя, книга достойна встать в один ряд с произведениями классиков жанра — Мэттью Хьюза и Джека Вэнса. И тем не менее, ставит роману оценку «4+», — не иначе, из вредности.
------------------------------------------------------ ------------------------------------------------------ ---------------------
Некрофения (Necrophenia)
Роберт Рэнкин (Robert Rankin)
издательство «Gollancz»
твердый переплет, декабрь 2008
http://www.scifi.com/sfw/books/sfw19895.html
Вместе с главным героем, Тайлером, нам предстоит пройти долгий путь, — от затерянного библейского города, до Нью-Йорка, где каждую улицу заполонили зомби.
Когда-то Тайлер был рок-звездой. Но теперь у него есть дела поинтереснее. Он сражается со злом, и спасает мир. В первой главе, мы узнаем, как Тайлер вновь встретился со своими старыми друзьями, по рок-группе «Sumerian Kynges». Потом, в последней главе, нам расскажут, чем эта встреча закончилась; а между этими двумя эпизодами развернутся главные события книги.
Перед нами промчится вся жизнь Тайлера, — жизнь, посвященная одной цели: остановить Рагнарек. Все жители планеты должны умереть, и место их займут зомби. Так будет создана Некросфера…
Мне кажется, что в финале все друзья Тайлера окажутся зомби или еще кем-то похуже, — и он всех их прикончит; или они его. Но это лишь предположение.
А наша история начинается с тех времен, когда Тайлер и его брат Энди были подростками. Они живут в Илинге, в Великобритании. На дворе стоит этак 63-й год. Вместе со своими друзьями, Нилом, Робом и Тоби, они создают рок-группу «Sumerian Kynges».
Вскоре ребята понимают, что с «Rolling Stones» им не тягаться. Но тут появляется загадочный мистер Исмаил, и обещает им удачу и славу. В обмен нужна всего малость: подмахнуть один документик кровью. А чего терять? — думают ребята, и их мечты сбываются.
Конечно, мистер Исмаил — дьявол, который хочет завладеть их душами… Обломитесь! — веселится Роберт Рэнкин. Никакой он не дьявол, а весь такой белый и пушистый. Исмаил помогает Тайлеру стать воином света, — ведь Зло тоже не дремлет, и скоро поднимет голову зловещий Гомункулус, который и превратит Землю в Некросферу.
Но кто же этот злодей?
Ясен перец, что Гомункулус — это старина Элвис Пресли. Недолго думая, Тайлер убивает его. Но не все так просто… Нашему герою предстоит немало потрудиться. Впереди и путешествия во времени, и параллельные миры (в одном из которых прикончат Короля), и обмен телами.
Четыре года Тайлер боролся со злом, — пока судьба не занесла его в Большое Яблоко. Здесь музыкант должен встретиться с Ласло Вудбайном, частным детективом. Вот тогда и начнутся главные неприятности…
А закончатся они в 2017 году, когда Тайлер сойдется в смертельной битве с Великим Зверем.
По мнению Пола ди Филиппо, новую книгу Рэнкина можно сравнить с произведениями таких авторов, как Том Хольт, Терри Пратчетт, Кристофер Мур и Том Роббинс.
Критик отмечает хорошее чувство юмора автора. Блестяще вышли у Рэнкина многие диалоги, — но увы, далеко не всегда автору удается держаться на уровне. Нельзя не упомянуть о самом Тайлере, — у Рэнкина получился яркий и убедительный персонаж.
Есть у книги и недостатки, отмечает ди Филиппо. Комедийные сцены порой уводят действие в сторону. К тому же, роману не хватает серьезности. Критик сравнивает «Некрофению» с «Fluke» — в этом романе, Кристоферу Муру удавалось сочетать юмор с правдоподобием, и не скатываться на уровень комедийного ужастика.
Тем не менее, обозреватель высоко оценивает роман, и ставит ему «5—»
|