http://www.fantlab.ru/images/editions/big/26621" align=right style='margin-left:10px; max-width:600px'>
Несколько дней назад мне в руки попал сборник Антона Первушина «Гроза в зените». Творчество автора показалось мне весьма нетривиальным, но однозначно рекомендовать его не могу. Итак, мои впечатления.
«Небо должно быть нашим!». Автор этой повести Первушин известен как специалист в области космонавтики. Основа сюжета этой повести — альтернативный вариант развития космонавтики и, в связи с этим, всей истории человечества, во второй половине двадцатого века. При этом излагается эта альтернативная история с точки зрения советского космонавта, возглавляющего экспедицию на Марс. Да, нельзя не признать, что автор замахнулся на весьма масштабную и нетривиальную задачу. А если учесть, кого он выбрал в качестве главного героя, то и задачу весьма смелую. Вот только выполнение этой идеи получилось не самым удачным. Во-первых, человеческий фактор, как ни старался автор, ушел на второй план. Главные герои получились не слишком реалистичными и довольно скучноватыми. В итоге произведение получилось суховатым, а на первый план вышла альтернативная история. Но и здесь автору не удалось достичь особого успеха. Есть в этом альтернативном развитии космонавтики немало интересных идей, но, в целом, нарисованная автором картина представляется мне скорее утопической, чем реально возможным вариантом развития человечества. Слишком уж много в ней натяжек как с технической, так и с социально-политической точки зрения. Слишком уж одиозными представлены в ней американцы и слишком благостными — россияне. Слишком уж схематичны взгляды главного героя, чтобы воспринять всю эту историю более серьезно.
Нетривиальной концовкой автору удалось встряхнуть читателя и оживить повесть, но и она кажется слегка притянутой за уши. Оценка — 6.
«Корабль уродов». Вторая повесть из сборника «Гроза в Зените» произвела на меня значительно более сильное впечатление. Первушин взялся за нелегкое дело — вступил в весьма жесткую полемику с самими Стругацкими. По сути, «Корабль уродов» — альтернативный вариант одного из моих любимейших произведений — «Пикника на обочине». При этом Первушин позаимствовал не только сюжет, но даже структуру произведения Стругацких. Менее заметны разбросанные по всему тексту отсылки на другие произведения братьев. В центре «Корабля уродов» — судьба Андрея Тяглова — бывшего научного сотрудника института, изучающего загадочный Кратер, оставшийся после взрыва корабля пришельцев под Тунгуской, а затем вольного искателя, добывающего «антрацит» — обладающий необычными свойствами материал, из которого состоял корабль пришельцев.
В небольшую повесть Первушина поместилось очень многое — и интересный, хитро закрученный сюжет, и нелегкая судьба главного героя, и жесткая критика в адрес официальной науки, и узнаваемые реалии России 90-х годов прошлого века.
Далеко не со всеми идеями автора я готов согласиться, да и по литературному мастерству Первушин все-таки не дотягивает до мэтров, но его дерзкая попытка не может не вызвать уважение. Да и призадуматься в этой повести есть над чем. Пожалуй, ее стоит прочесть всем поклонникам Стругацких. Оценка — 8.
«Гроза» в зените». Мэл Скворешников живет в мире, где было не две мировых войны, а три, где Советский Союз завоевал почти всю Европу, где в учебниках физики доказывают, что полеты на большие высоты невозможны, зато человечество активно осваивает просторы океана. Но однажды Мэл знакомится с необычным ветераном Богдановым, от которого узнает, что в окружающем его мире не все так однозначно.
Альтернативная история Советского Союза, созданная автором, безусловно, заслуживает внимания. Первушин попытался изобразить весьма необычный мир, в котором человечество лишилось возможности совершать полеты. Послучилось весьма оригинально. В этом варианте альтернативной истории есть весьма удачные находки, но есть и явные натяжки, особенно с самой «Грозой».
То, что этот мир раскрывается перед нами постепенно и мы смотрим на него глазами главного героя — весьма удачный ход. Первая часть истории понравилась мне больше. Особенно удачно изображены три ветерана. А вот другие второстепенные персонажи описаны весьма схематично. Интересно было читать описание Москвы и Ленинграда. А вот концовка истории, начиная от стремительного бегства героя от КГБшников, показалась мне более надуманной и вообще несколько скомканной.
Вывод: очередная весьма неординарная идея Первушина снова воплощена в жизнь не совсем удачно. Но прочесть эту книгу всем любителям альтернативной истории стоит. Оценка — 7.
По итогам прочтения сборника в целом могу сказать следующее. Первушин, безусловно, пишет нетривиальную фантастику. Его альтернативно-исторические идеи интересны, нестандартны и заслуживают всяческого внимания. Да, покопавшись, можно найти нестыковки в построениях автора, но размах его замыслов внушает уважение. Да и сам автор не боится вступать в полемику с признанными мэтрами жанра.
С другой стороны, несмотря на многие удачные моменты, характеры героев у автора не всегда проработаны как следует, действие иной раз провисает, а повороты сюжета иной раз кажутся надуманными. В целом, готов порекомендовать книгу всем любителям альтернативной истории, а вот поклонникам гуманитарной фантастики эта книга может и не понравиться.