Lavie Tidhar
Джо, частный детектив, живет где-то на задворках Азии, много курит и злоупотребляет виски. Когда однажды он возвращается из бара в офис, неожиданно его навещает женщина с мягким голосом. Она, не представившись, просит найти Джо Майка Лонгшота, человека, чье имя стоит на серии популярных палп-боевиков с главным героем по имени Усама Бен Ладен. Женщина оставляет кредитку для оплаты расходов, говорит, что сама свяжется с сыщиком, и испаряется.
Издательство, публикующее книги Лонгшотта, Medusa Press, находится в Париже, но вместо полного адреса значится лишь ящик до востребования. Пообщавшись со знакомым книготорговцем, Джо делает вывод, что Майк Лонгшот – это псевдоним. От того же продавца детектив узнает, что Medusa Press публикует разного рода трэш, от боевиков до софтпорно. «Filth. Utter junk, of course. Wonderful stuff.», — говорит об этих книгах продавец.
Не откладывая дело в долгий ящик, Джо сразу же бронирует билет на рейс до Парижа, но перед вылетом, когда Джо выходит перекусить, на него совершается покушение: его хотят убить. Чтобы выполнить задание клиента, Джо еще придется побывать в Лондоне и Нью-Йорке, встретиться с мутными типами, работающими на государство, таинственными частными сыщиками, книготорговцами и продавцами опиума. Все свое путешествие Джо будет читать книги Лонгшота, пытаясь приблизиться к разгадке.
Мир Джо – это мир, в котором нам не пришлось пожить, мир без терроризма. Взрывы домов и аэропортов, 9\11 – этого никогда не было в мире «Osama». Об этом начинаешь понимать только спустя некоторое время с начала книги, когда Джо читает романы Лонгшота, и мы понимаем, что он читает книги про взрывы и смерти тысяч невинных людей как художественную литературу. Он читает и удивляется: в его мире ничего подобного не было. Джо ездит по всему миру, но, пожалуй, не в качестве частного сыщика, а в качестве общечеловеческого сознания. Терроризм охватывает все страны и нации, даже те, где никогда не было терактов. И Джо как раз тот невидимый элемент, что объединяет нации, хотя сам Джо об этом не подозревает.
Да, главный герой здесь налегает на спиртное, иногда пытается отмачивать шутки, влюбляется в клиентку, которую видел всего однажды, но все это внешние признаки того, чем «Osama» не является, а именно книгой о частном сыщике. Если бы Тидхар сделал Джо не сыщиком с лицензией, а просто «на все руки мастером», это бы только пошло книге на пользу. В сыщицкие способности Джо тут ни на йоту не веришь, да он особо и не притворяется, что способен кого-то найти. Джо приятнее сидеть в баре и потягивать алкоголь, приятнее гулять по улицам столиц, чем вынужденно выполнять задание клиента. Джо, и это очевидно, из тех, кто ищет себя, а не других. Тидхару везет, что с поиском себя, Джо находит то, что искал, иначе бы роман развалился на части.
Лиричный стиль автора тем более идет в разрез с крутым детективом, который тут служит ширмой. А за ширмой как раз прелесть тидхаровской прозы, с его точными описаниями городских пейзажей и умением ухватить грусть человека в баре с рюмкой в руке (Тидхар порой злоупотребляет перечислениями, стоит отметить):
«The air felt humid, feverish, but not of the tropics: a city’s smell hung on it like limp laundry, a smell of pavement slabs and concrete blocks and cars and fumes and smoke and food and urine and spilled alcohol and spilled tears, it was a smell of many lives».
Сложно сказать, перевернулся бен Ладен в гробу после этого романа или нет (еще сложнее сказать, жив или мертв бен Ладен), но кого волнует бен Ладен? Просто читайте «Osama».