Альбер Камю


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Ruddy» > Альбер Камю "Посторонний"
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Альбер Камю «Посторонний»

Статья написана 5 декабря 2008 г. 17:49

Абсурдный человек Камю — кто это такой? Насколько важно для автора показать мировоззрение такого индивида, его переживания, стремления и отношение к окружающему миру? Автор пытается ответить на эти вопросы, но не стоит ждать, что подадут их на блюдечке с голубой каёмочкой — авторские идеи-ответы растворены буквально в каждом абзаце. Поискать только стоит, не испугаться, потому что произведение не для всех.

Сразу хочется отметить, что название произведения подобрано идеально. Кто такой Мерсо, если не посторонний, отчуждённый от всех благ мира, непонимающий, как жить с такими ощущениями и постоянными поисками самого себя. Мир давит на него, требуя каких-то решений, скалится на то, что он делает не то, что следует делать. Он не принимает этот мир, он живёт в нём, но отрешённо. Самое лучшее сравнение — он смотрит «фильм», старательно не принимая главного участия, старательно избегая решений, эмоций и ненужных для него переживаний.

Сцены у гроба матери может передёрнуть любого, может вызывать отвращение и тихую ненависть к такому жалкому и слабому человеку. Но жалок или слаб — это ещё тот вопрос. Мерсо видит мир слегка иначе, но и этого «слегка» вполне хватает, чтобы священник молил, чтобы он покаялся, а прокурор исходил пеной, утверждая, что у него нет души. Для понимания Мерсо мало того, что он ничтожен, мир вокруг него ещё ничтожнее, мир банален и жутко предсказуем. И он не хочет «играть» в этом мире, он попросту посмотрит фильм со своим участием. В этом его абсурдность, личностный эскапизм — не нежелание видеть мир, а просто невозможность принять эту ущербность, взамен приобретает отчуждённость. И мир отчуждается от него настолько, насколько он уходит от него.  Для главного героя нет ярких красок, даже отношения с Мари нельзя назвать прекрасными и ожидаемыми — они тоже предсказуемы. Так заведено в обществе. Игра — и только.

И нет ничего удивительного, что Мерсо так относится к людям, как к Ничто в своём понимании, в своём равнодушии. Нет ничего удивительного и в том, что мир отрицает его существование и избавляется от него при первой возможности. Ведь Мерсо посторонний. И он осознаёт это в полной мере, пытаясь представить всю ненависть, которая может вылиться на него в смертном итоге.

Произведение в своём роде уникально, потому что по-настоящему пугает и идеей, и исполнением, и градацией всех оттенков серого равнодушия, которое исходит с каждой строчки или страницы. «Посторонний» пугает и учит, что лучше постараться понять мир, чем отойти и чувствовать себя за «кадром».

Итог: 10 баллов за авторскую «храбрость» и великолепие исполнения. 8:-0





292
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение5 декабря 2008 г. 23:40

цитата Ruddy

даже отношения с Мари нельзя назвать прекрасными и ожидаемыми — они тоже предсказуемы.

Во-во!..
«...вы не против, если я не буду снимать чулки?..»(с)Ж.П.Сартр «Тошнота».


Ссылка на сообщение7 декабря 2008 г. 12:30
Отличный отзыв на крайне любопытный роман. Естественно, слышал о Камю и его экзистенциальных исканиях; наверняка прочитаю эту книгу.

Вообще похоже, что «Потусторонний» во многом автобиографичен. Помнится, Камю всю жизнь задавался вопросом, есть ли что-нибудь, что должно удержать его от самоубийства в этом ирреальном мире...
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение7 декабря 2008 г. 12:43
Я тоже только-только начал знакомиться с автором. Судя по заметкам о его жизни и о нём самом, каждое его произведение автобиографично, но «Посторонний» — особенно. Почитайте, не пожалеете. Мне тоже пришлось несколько покопаться в себе. =)


⇑ Наверх