Абсурдный человек Камю — кто это такой? Насколько важно для автора показать мировоззрение такого индивида, его переживания, стремления и отношение к окружающему миру? Автор пытается ответить на эти вопросы, но не стоит ждать, что подадут их на блюдечке с голубой каёмочкой — авторские идеи-ответы растворены буквально в каждом абзаце. Поискать только стоит, не испугаться, потому что произведение не для всех.
Сразу хочется отметить, что название произведения подобрано идеально. Кто такой Мерсо, если не посторонний, отчуждённый от всех благ мира, непонимающий, как жить с такими ощущениями и постоянными поисками самого себя. Мир давит на него, требуя каких-то решений, скалится на то, что он делает не то, что следует делать. Он не принимает этот мир, он живёт в нём, но отрешённо. Самое лучшее сравнение — он смотрит «фильм», старательно не принимая главного участия, старательно избегая решений, эмоций и ненужных для него переживаний.
Сцены у гроба матери может передёрнуть любого, может вызывать отвращение и тихую ненависть к такому жалкому и слабому человеку. Но жалок или слаб — это ещё тот вопрос. Мерсо видит мир слегка иначе, но и этого «слегка» вполне хватает, чтобы священник молил, чтобы он покаялся, а прокурор исходил пеной, утверждая, что у него нет души. Для понимания Мерсо мало того, что он ничтожен, мир вокруг него ещё ничтожнее, мир банален и жутко предсказуем. И он не хочет «играть» в этом мире, он попросту посмотрит фильм со своим участием. В этом его абсурдность, личностный эскапизм — не нежелание видеть мир, а просто невозможность принять эту ущербность, взамен приобретает отчуждённость. И мир отчуждается от него настолько, насколько он уходит от него. Для главного героя нет ярких красок, даже отношения с Мари нельзя назвать прекрасными и ожидаемыми — они тоже предсказуемы. Так заведено в обществе. Игра — и только.
И нет ничего удивительного, что Мерсо так относится к людям, как к Ничто в своём понимании, в своём равнодушии. Нет ничего удивительного и в том, что мир отрицает его существование и избавляется от него при первой возможности. Ведь Мерсо посторонний. И он осознаёт это в полной мере, пытаясь представить всю ненависть, которая может вылиться на него в смертном итоге.
Произведение в своём роде уникально, потому что по-настоящему пугает и идеей, и исполнением, и градацией всех оттенков серого равнодушия, которое исходит с каждой строчки или страницы. «Посторонний» пугает и учит, что лучше постараться понять мир, чем отойти и чувствовать себя за «кадром».
Итог: 10 баллов за авторскую «храбрость» и великолепие исполнения.