fantlab ru

Юрий Бондарев «Горячий снег»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.61
Оценок:
213
Моя оценка:
-

подробнее

Горячий снег

Роман, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 37
Аннотация:

В романе известнейшего современного писателя, классика российской литературы Юрия Бондарева «Горячий снег» рассказывается об одном из самых драматичных моментов в истории Великой Отечественной войны — Сталинградской битве. Эта книга — живое свидетельство тех страшных событий, в которых автор, будучи молодым лейтенантом, лично принимал участие.

Примечание:

Горячий снег : роман / Ю. В. Бондарев // Знамя. – 1969. — № 9 — 11.



В произведение входит: по порядкупо годупо рейтингу


8.73 (30)
-
9.13 (30)
-
9.24 (29)
-
9.27 (26)
-
9.07 (29)
-
8.90 (29)
-
9.03 (30)
-

Входит в:


Похожие произведения:

 

 


Горячий снег
1971 г.
Горячий снег
1972 г.
Собрание сочинений в четырёх томах. Том 3
1974 г.
Горячий снег
1975 г.
Горячий снег
1976 г.
Русская советская проза
1977 г.
Горячий снег
1977 г.
Горячий снег
1977 г.
Горячий снег
1978 г.
Горячий снег
1978 г.
Современная русская советская литература
1980 г.
Горячий снег
1981 г.
Горячий снег
1981 г.
Горячий снег
1981 г.
Горячий снег
1982 г.
Горячий снег
1982 г.
Горячий снег
1983 г.
Горячий снег
1984 г.
Том 2
1984 г.
Горячий снег. Батальоны просят огня
1985 г.
Горячий снег
1985 г.
Горячий снег
1985 г.
Горячий снег. Иван. Обелиск. А зори здесь тихие...
1986 г.
Горячий снег
1986 г.
Горячий снег
1986 г.
Горячий снег. Берег
1986 г.
Горячий снег
1988 г.
Горячий снег
1988 г.
Собрание сочинений в 8 томах. Том 2
1993 г.
Горячий снег
1994 г.
Непротивление. Горячий снег
1996 г.
Горячий снег
2002 г.
Горячий снег
2004 г.
Горячий снег
2005 г.
Родственники
2005 г.
Горячий снег
2007 г.
Горячий снег
2013 г.
Горячий снег
2014 г.
Горячий снег
2015 г.
Горячий снег
2023 г.
Горячий снег. Батальоны просят огня
2024 г.
Горячий снег
2024 г.

Периодика:

Роман-газета № 4, февраль 1970 г.
1970 г.
Роман-газета № 5, март 1970 г.
1970 г.
Подвиг № 1, 1982 г.
1982 г.




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  19  ] +

Ссылка на сообщение ,

Практически всю сознательную жизнь строго придерживался правила — не смотреть экранизацию прежде, чем прочитаю литературный ее источник. Ну и не было случая проверить, верна ли такая тактика? Пока, следуя по собранию сочинений Бондарева, не дошел до «Горячего снега».

И оказалось, что тактика моя была верна. Фильм Егиазарова по этой книге — любимое мое кино о войне. Знаю его наизусть. И когда я читал роман, то это был словно закадровый голос к видеоряду, намертво впаянному в память. Вместо персонажей книги, как всегда у Бондарева предельно ярко выписанных, я видел Бориса Токарева, Николая Еременко, Юрия Назарова, Георгия Жженова. Не мог составить цельное представление о книге, постоянно сбиваясь на то, что было показано на экране.

Но тем не менее масштаб этого произведения ясен. Это одна из лучших книг о Второй Мировой (именно что включая книги зарубежных мастеров пера вроде Джеймса Джонса или Генриха Белля). Шедевр высшей гармонии, в котором в единую систему спаяны история, баталистика, психология, великие чувства, политика, проникающее в самые глубины души эстетические переживания и прочее, и прочее.

При первом чтении мое внимание было сосредоточено на двух составляющих. Это конечно же великолепные батальные сцены, из которых по большей части роман и состоит (в нашей литературе, к сожалению, слабо развит жанр батального романа, а эта книга его чистейший образец). Правы авторы предыдущих отзывов — очень часто при чтении возникало ощущение собственного участия в описанных сценах. Будто сам на жутком морозе вгрызаешься в мерзлый грунт, стреляешь по танкам, сидишь у огня в блиндаже, идешь в разведку. Такого эффекта присутствия далеко не всякий блокбастер в кинотеатре способен добиться.

И бесконечные яркие детали и мелочи, которыми книга перенасыщена и которые были выкинуты из сценария ради цельности и внятности рассказа.

Сталин, показанный сложной и противоречивой исторической фигурой мирового масштаба.

История с сыном генерала Бессонова, оказавшаяся намного страшнее и трагичнее.

Злой и коварный особист, который оказался храбрым и стойким солдатом, и трусливый особист, которого стоило бы пристрелить, да пулю жалко.

Сложности характеров и судеб персонажей. Например, Бессонов и лейтенант Дроздовский — дворяне, но им это вообще не важно, потому что они настоящие советские люди, убежденные коммунисты. Старшина Уханов, блестяще сыгранный в фильме Юрием Назаровым, оказывается в мирной жизни был опером из угрозыска, грозой бандитов. Адьютант Бессонова, весельчак и балагур, ловкач и повеса, в бою проявляет себя храбрейшим и стойким бойцом.

А как вам такое. В краткий момент передышки в блиндаже комсомольцы обсуждают разновидности забугорной порнографии и лесбийскую любовь. Причем без всякого ханжества, а со здоровым юмором и не забывая задорно флиртовать. Дроздовский обвиняет свою любимую в беспорядочных половых связях, и всех шокирует не сама эта идея, на фронте и не такое бывает, а несправедливость нанесенной обиды. И это, напомню, без всяких купюр публиковалось в центральной советской печати в 1969 году.

И таких мелочей, черт, деталей сотни. И все они работают, создавая беспримерную по по подробности и развернутости картину эпического сражения. Кстати, и сам «горячий снег» — это не только удачный символический оксюморон об адском пекле в ледяной преисподней, но и вполне реальная деталь — снег, пропитанный пороховой гарью.

И что еще интересно. В этом романе Бондарев отказался от характерных для него глубины конфликта и столкновения разнообразных характеров. Нет конфликта — только битва с мировым злом в лице фашизма, не важно, что ты за человек, твои уникальные особенности. Ты просто человек на границы жизни и смерти, стоящий перед последним выбором: стать безмолвной и мельчайшей жертвой или мужественно принять свою судьбу. Это еще и экзистенциалистский роман чистой воды.

Никто не избежит своей судьбы. И когда генерал Бессонов отдает приказ: «Единственная причина оставления позиций — смерть!», он сам остается в окопе под ураганным огнем противника, и там и останется исполнять свой долг командира до конца сражения.

В общем, это великая книга, по которой снят великий фильм. Это самостоятельные прекрасные произведения искусства, одни из главных достижений грандиозной советской культуры.

Мы — пигмеи в тени гигантов, но у нас есть образцы и примеры для собственного роста и возмужания.

Низкий поклон и вечная память мастерам прошлого.

Читать и смотреть всем в обязательном порядке.

Оценка: 10
– [  14  ] +

Ссылка на сообщение ,

Для каждой книги – свой возраст. Некоторые надо читать в детстве. А некоторые, даже если на них каким-то образом стоит штамп «юношеская библиотека» – в возрасте сознательном. Животный ужас берёт при мысли, что я могла взяться за эту книгой парой лет раньше – и не оценила бы… Сколько, оказывается, надо перечитать, пересмотреть... столько всего передумать, перечувствовать и пропустить через себя, чтобы по-настоящему понять…

Хотя нет, не так, совсем не так… Чтобы книга запала в душу, нужен взаимный порыв: и души, и книги. То, что я так оголёно эту тему теперь на душу принимаю – это одно, но и книга выше всяких похвал.

Вот ведь на чём зиждутся девять из десяти книг лейтенантской прозы? – на глаголе. Танк выстрелил, лейтенант подскочил, добежал до орудия, взглянул на немцев, прицелился, выстрелил, попал, что-то закричал, припал к земле, поднялся, снова выстрелил… И эта книга, вроде бы, тоже и того же состоит, но главное в ней – не глаголы, а то, что происходит между ними. Не действия человека, а его мысли и чувства. То, как реагирует душа человека и солдата на окружающее: на чужое слово (доброе и злое), чужой поступок, атаку и затишье в ней, собственные мысли, воспоминания и поступки. И вся эта бесконечная палитра живых обнажённых эмоций описана с психологической точностью и филологической безупречностью.

И вообще, я раньше думала, что эта книга о Сталинградской битве. Нет. Не совсем. Эта книга о том, что происходит с человеческими душой и телом среди битвы. И не важно, Сталинград за спиной или безымянная высота – важно что и мужик-красноармеец, и молодой лейтенант, и суровый генерал готовы на всё, даже на невозможное, потому что их дело правое.

К вопросу о современной манере изложения военной темы. Сейчас принято в неё пихать столько секса, испражнений и антисоветчины, сколько впихнётся. Дескать, новое слово в литературе: раньше такого не было. Да где же не было? У кого повернётся язык назвать эту книгу цензурированной? Здесь вся, до омерзения, горькая правда войны: и пошлость отношения к женщинам давно не знавшего женщины мужского контингента, и чрезмерная жестокость командования, порой до некомпетентности, и ненакормленные завшивевшие бойцы в окопах, и визгливая трусость, и задающий неудобные вопросы контрразведчик. Но даже при наличистве всего этого люди остаются людьми (даже контрразведчик), а война, показанная Бондаревым, не перестаёт быть священной. Этим-то и отличается классика советской военной прозы от нынешней манеры. Это глубинное. Самое важное. Любовь к Родине.

Оценка: 10
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Сильная вещь. Пожалуй одно из лучших произведений о Великой Отечественной войне, написанное, кстати, участником этой войны, писателем-фронтовиком, знающем о ней отнюдь не понаслышке. Наверное поэтому в книге практически невозможно отыскать ни грамма фальши.

А вот достоинств у романа множество. Это и выбор в качестве основы для книги одного из самых драматичных, самых напряжённых моментов войны — попытки прорыва фашистского танкового клина от Котельниково для разблокировки окружённой в Сталинграде группировки войск Паулюса. Это и удачно придуманный автором приём параллельного рассказа о происходящих событиях сразу на двух уровнях — уровне командующего армией, ставшей на пути прорыва, и уровне солдат (как всегда у Бондарева — артиллеристов), непосредственно участвовавших в сражении. Это и умный, какой-то пронзительный (как ветер в вымороженной зимней степи) текст. Это и люди, множество людей — от рядового до генерала, вставшие стеной на пути врага: каждый со своим характером, взглядами на жизнь, мыслями. И, что самое интересное, их поведение и взаимоотношения во время боя, в самой что ни на есть критической ситуации.

Ну и, конечно же, одно из главных достоинств — напряжённость и увлекательность действия: от книги реально трудно оторваться. А ещё она заставляет задуматься — а кто же я, какое место занял бы, окажись на поле боя среди этих людей?

Оценка: 10
– [  23  ] +

Ссылка на сообщение ,

Это самое страшное, безжалостное в своей правдивости произведение о войне, которое я когда-либо читала. Роман о невероятном Подвиге, о невообразимой чудовищной цене, отданной советским народом за Победу. Пронзительная Книга-Память, которую должен прочитать каждый.

Суровые реалии кошмара, именуемого войной, прописаны настолько детально во всем своем нелицеприятии, что читая, наяву чувствуешь леденящий душу мороз и пытаешься проглотить встающий в горле колючий комок. Тщетно, эта книга разрывает душу, проникает в кровь и остается там навсегда… Да и как иначе, ведь автор сам участник той священной Войны, он всего лишь донес читателю пережитое, да так, словно прокатил на машине времени…

Бондарев рассказывает лишь о двух сутках на линии огня, но делает это непревзойденно. События двух дней Сталинградской Битвы через призму восприятия двух людей – генерала и лейтенанта, вкус горького горячего снега на губах, грохот орудий, запах пороха и крови, но самое главное – Люди, разные, настоящие, стойкие, сильные духом, самоотверженные, Герои...

Всего лишь два дня из 1418 дней ада…

А ведь для многих война длилась несоизмеримо дольше, как и для моего деда, ушедшего на фронт в июне 1941, но вот только для него война закончилась даже не в сентябре 1945, а в начале октября, а уж демобилизован он был и вовсе в мае 1946 со службы в ЗАВО, как и тысячи других воинов…

Оценка: 10
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Бондарев, наряду с Васильевым и Быковым, является правофланговым лейтенантсклй литературы о войне. Правда, первый написал только три военных романа, в которых конструировал видения сражений людьми разных рангов — от кашевара до главнокомандующего. Понятно, что, чем выше звание у персонажа, тем больше размывается правдивость, ибо попробуй загляни в полковничье-генеральско-маршальскую душу.

Так, и в «Горячем снегу» у меня два уровня восприятия героев Юрия Бондарева. Рядовым и лейтенантам верится полностью, кого бьет мандраж при взрывах, кого, наоборот, лютая злоба приваривает намертво к разбитой пушке, что лупит в лоб надвигающие танки с бортовыми крестами.

А вот особистам да большим командирам не верю. У Бондарева они не живые, это он их хочет видеть такими.

Таже картина и в передаче событий, до, во время и после боев. На солдатско-лейтенантском уровне — оголенная правда. На уровне Сталиных-Бессоновых-Весниных соцреалистическая реконструкция.

Оценка: 7
– [  11  ] +

Ссылка на сообщение ,

Два главных героя, молодой мальчик лейтенант, и совсем взрослый, состоявшийся генерал, два дня боя декабря 1942 года и так много всего уместилось в этих судьбах и этих двух днях. Вообще, героев конечно же больше, просто главных именно два. Закрытый, почти угрюмый, строгий командующий армией, его воспоминания, его боль, как физическая, так и душевная и за два дня, мы видим как меняется человек. Сначала, мы встречаем практических холодного, безжалостного человека, командира, который легко отдаёт приказы о расстреле, строг с подчинёнными, но главу за главой мы его узнаём, а в конце видим уже совершенно другого, растроганного, благодарящего, плачущего человека.

Мы встречаем молодого, только из училища, юношу, полного надежд, вспоминающего дом, не уверенного в себе, даже где-то робкого, а через два дня, мы видим уже взрослого, что называется, битого жизнью мужчину, пережившего за эти сутки столько, что нам и за всю жизнь не пережить, я надеюсь. Можно сказать, что мы видим, как война ломает, меняет людей. Но мы видим не только сражение, мы видим ещё и простую жизнь, даже любовь, насколько это конечно возможно, в таких условиях.

Ещё мы видим самых разных людей, героев, жестоких, отчаянных трусов, хитрецов, честных и бесчестных, карьеристов и простаков, и многих, многих, война всех уравнивает. Правдой или не правдой, добровольно или под угрозой все сражались. Но вот это невольное сравнение характеров и поступков разных героев делает книгу очень сильной. Я не могу сказать, что она интересная, это совсем не то слово, она сильная. Нельзя просто интересоваться такими страницами истории. Да, это художественная книга, но Юрий Васильевич сам прошёл войну и наверняка у каждого героя книги был прототип, может в некоторых чертах, но был. Настолько ярко и чётко, живо выписаны герои, что веришь, что это истории реальных людей, они не книжные персонажи, они люди. Может именно от этого, сопереживаешь, страдаешь за них гораздо сильнее. А ещё потому, что книга написана удивительно талантливо. Нельзя сказать, что всё дело в сюжете, нет. Она целостная, как события, так и описания, всё складывается в сцены, картины, которые удивительно чётко возникают в голове. Словно и не книга перед тобой, а как минимум ты смотришь фильм, а как максимум — участник событий. Из-за этого она держит в напряжении, да ещё и каком напряжении! Кажется, что сам чувствуешь холод и этот отвратительный запах после бомбёжки, что это твои ресницы покрыты инием... Ну на самом деле, редко когда так чувствуешь книгу.

Казалось бы это плюс, однако из-за этого особенно трагические моменты переживаешь со комком в горле. У меня дважды наворачивались на глаза слёзы. Первый когда читала про лошадь, настолько ярко описана эта сцена! Второй раз уже в конце книги, но не от особенно сильных, эмоциональных сцен, а от того, что «отпускает», как защитная реакция нервной системы. А в середине, там не до слёз и эмоций. Примерно с 11 главы там и дышишь-то через раз, просто забываешь о том, что надо дышать. Там как и героям нет времени думать, чувствовать, там надо действовать, пусть хотя бы бежать глазами по строкам, но скорее, скорее, потому что надо, надо остановить, выбить эти танки. Так что мой совет, посвятите этой книге отдельное время, день, вечер, она слишком хороша, что бы читать её урывками, между делами, и дел ведь не сделаете.

И, кстати, книга совсем не детская. Даже не потому, что описаны ужасные сцены, просто есть именно взрослые, темы, любви, секса, хотя и самих сцен нет. Да и не поймёт ребенок всего.

Оценка: 10
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Случайно попалась эта книга под руку. Взялся за нее с интересом так как автор на слуху и давно не читал ни чего серьезного о войне. Язык повествования настоящего мастера от мелких деталей, до масштабных картин и что самое главное это живые персонажи, что так редки у современных писак. Герои словно живые люди с которыми ты готов сопереживать, ставить себя на их место, размышляя как бы я поступил в той или иной ситуации. И война в романе на самом деле трагична, а не веселая прогулка.

Оценка: 8


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх