Фаустпатрон в спину


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «angels_chinese» > Фаустпатрон в спину (?) дьявола
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Фаустпатрон в спину (?) дьявола

Статья написана 25 января 2012 г. 00:47

Писалось опять же для родной газеты. Сейчас придут люди, которые чуть не побили меня за «Меланхолию», и на этот раз точно побьют. Возможно, ногами :box:

Новый фильм живого классика кинематографа Александра Сокурова показывает, насколько велика пропасть между живыми классиками и живыми зрителями и как страшно далеки первые от вторых.

Получившего венецианского «Золотого льва» «Фауста» в один голос хвалят кинокритики и кинорежиссеры. Они же опасаются за прокатную судьбу картины, полагая, что «простой зритель» не оценит сокуровский шедевр по достоинству. Однако все разговоры о целевом прокате и подготовленной аудитории – подготовленной в том плане, чтобы, по словам Сокурова, «не было разочарования ни у зрителя, ни у режиссера», то есть чтобы режиссерское эго ни в коей мере не пострадало, – маскируют простую истину. Массовое искусство совершенно не обязательно бездуховнее элитарного, а элитарное вовсе не духовнее массового; сплошь и рядом голливудские блокбастеры сеют разумное, доброе, вечное куда успешнее «кино не для всех». Разница между массовым и элитарным – не в мессидже, а в языке. Сокуров и подобные ему режиссеры снимают для избранных, в частности – для таких же, как они, режиссеров. Это не хорошо и не плохо, «Улисс» не перестает быть великой книгой от того, что написан, по сути, для писателей. Это тоже путь, только вот жаловаться на то, что тебя не понимают широкие массы, на таком пути неуместно.

С чего начинается «Фауст»?

Неправда, что массовый зритель ходит в кино, чтобы развлечься. Он идет туда по многим причинам, в том числе – чтобы испытать вместе с героями сильные эмоции и послушать режиссерскую проповедь. Любой режиссер по определению – проповедник, даже если ему самому так не кажется. Фильм «Ешь, молись, люби» о квазидуховном поиске героини Джулии Робертс ничуть не менее назидателен, чем любая из семнадцати художественных лент Сокурова, и если проповедь Джулии Робертс на порядок более убедительна, не стоит винить в том людей, ходящих в кинотеатры.

Принято говорить, что искусство – тоже храм; в таком случае современный массовый зритель (извините за обобщение) ничем не отличается от, скажем, массового прихожанина христианской церкви в Средние века. Он готов к проповеди, но с порога отвергает заумь. Вряд ли стоит удивляться тому, что у площадных шутов с их балаганами достучаться до сердец получалось куда чаще, нежели у попов, велеречиво и занудно вещавших, по сути, о том же самом, но «в несколько более сложных словах». Потому что форма важна, форма – тоже содержание, и от того, в какую оболочку вы облекаете свою мысль, зависит в том числе, услышат вас или нет. Богословские споры уместнее среди привычных к ним магистров теологии, круг которых узок – и нелепо со стороны этого круга сетовать на неподготовленность массового прихожанина к «высокому». Точно так же и массовый зритель готов к проповеди, но не прощает скуки.

«Фауст» Сокурова прежде всего невыносимо скучен – и к тому же совершенно не предназначен для зрителя, ждущего от кино нормального, человеческого разговора. В частности, потому что начинается с... Вот как бы это сказать без мата, чтобы редактор пропустил? Короче говоря, в самом начале фильма после невнятных небес и панорамы города нам показывают крупным планом мужской половой орган. Серый, скукожившийся, местами покрытый сукровицей. Как выясняется минутой позже, когда зал с божьей помощью успевает прийти в себя, данный орган принадлежит трупу, который Фауст (Йоханнес Цайлер) препарирует. Режиссер явно хочет что-то сказать нам, тыча мертвой серой писькой в глаза. Только слушать режиссера после такого не хочется, а хочется цинично пошутить, переименовав фильм, например, в «Фаллуст».

Мне скучно, бес

Зацикленность на телесном низе – чуть ли не главная составляющая сокуровской интерпретации поэмы Гёте. Естественно, мы увидим голую Маргариту (Изольда Дюхаук). Отец Фауста, врач, извлечет из сокровенных мест пожилой пациентки вареное куриное яйцо, которое обомлевшая женщина тут же очистит и съест (как и зачем она засунула туда яйцо – каждый догадывается в меру собственной испорченности). Мефистофель, он же Ростовщик (Антон Адасинский), страстно лезет на деревянную Богородицу и целует в губы деревянного же Христа. Чего хочет, впрочем, неясно – голого дьявола нам покажут тоже, и мы увидим, что половых органов его дебело-бугристый грим не предусматривает (если не считать хвостика).

Мессидж уяснить нетрудно: Фауст продает душу, соблазнившись плотью Маргариты, то есть пресловутый телесный низ – то самое, что умного доктора сгубило. В этом смысле и начало вроде оправдано: как ради этого, серого-мертвого-мерзкого, можно отказываться от бессмертной души, от божественного сияния, что время от времени окутывает головы героев? «Фауст», таким образом, концептуален, это фильм о грехопадении в изначальном смысле слова. Этакий фаустпатрон в спину (или куда пониже) дьявола. Может быть, в таком кино и правда не место смешному, хотя у Сокурова и его сценариста Юрия Арабова, судя по их совместным лентам, вообще очень плохо с чувством юмора (в «Фаусте» есть пара смешных и трогательных сцен, похожих скорее на вымученную попытку пошутить).

Но какими бы ни были грехи героев, главный грех фильма – это его чудовищная унылость. Знаменитые слова Фауста «мне скучно, бес» как нельзя лучше подойдут ленте в качестве рекламного слогана. Темпоритм заунывен, диалоги навевают дрему, от поэзии Гёте не осталось и следа. В финале Фауст и Ростовщик долго бредут по скалистому, очевидно, Аду в направлении, надо полагать, Коцита (в трактовке Данте это ледяное озеро в центре преисподней), и в какой-то момент фильм внезапно начинает напоминать «Властелина Колец» с доктором в роли хоббита Фродо и дьяволом в роли Горлума на пути к Ородруину – но, увы, динамики эти параллели не прибавляют.

При этом «Фауст», безусловно, профессиональнейшая работа, заслуженно получившая приз в Венеции и достойно завершающая тетралогию, начатую «Молохом» и продолженную «Тельцом» и «Солнцем». Мессидж, повторю, прозрачен, кадры выстроены безупречно, актеры в рамках режиссерского замысла играют выше всяких похвал, и так далее, и так далее. В среде интеллектуалов от кино фильм наверняка станет культовым. Но если вы не в восторге от скучных проповедей и пошлых сцен, сходите лучше на очередной сиквел голливудского боевика «Миссия невыполнима». Там тоже борются со злом, только не так уныло.





369
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение25 января 2012 г. 00:53
А ведь и в правду забавно...все, кому не лень, ругают голливудские блокбастеры, а ведь они, по сути, и есть самые добрые фильмы:) добрые трансформеры победят злых, инопланетян прогонят на фиг и Брюс Уиллис спасет землю:-):-):-) и все будет ппц как хорошо.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение25 января 2012 г. 00:56
Тут надо цитировать Честертона — о том, что потребители комиксов в стотыщраз благороднее, светлее и правильнее потребителей интеллектуальной мути. То бишь — если мы о добре и зле, Голливуд зачастую делает великое дело. Там уже нет кодекса Хейса, зато есть хотя бы остаточные моральные установки, впаянные в развлекательные (а не убийственно унылые) сюжеты.
 


Ссылка на сообщение26 января 2012 г. 15:58
Мысли о добре и зле, о любви и прочем могут иметь разные уровни как их восприятия, так и их раскрытия. Авторское кино ищет что-то новое, пытается заглянуть с каждой точки зрения. Массовое кино использует штампы и стереотипы.
Если сравнить кино с религией. Она ведь тоже состоит из разных уровней понимания. Есть уровень проповеди, когда людям говорят о грехах и кононах, о правилах поведения. И они это выполняют чуть ли не на бессознательном уровне. А есть уровень на котором духовенство углубляет понимание бога и всех этих правил.
И, я согласен, что среди людей найдутся те, кто захотят показать себя в определённом свете. Правда не согласен, что тогда к авторскому кину или к церкви надо относится с пренебрежением.


Ссылка на сообщение25 января 2012 г. 00:59
Ну ты язва! ^_^
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение25 января 2012 г. 01:24
Ну а чо он тычет в лицо мне вот этим вот? :box: А вообще я очень люблю «Молох» и «Солнце» особенно («Тельца» не смотрел). Видимо, это какой-то функциональный изъян в сценариях Арабова: когда он берет реальную историю, получается прекрасно, а когда фикшн, где легче проиграть какие-то собственные мысли, — воттт.


Ссылка на сообщение25 января 2012 г. 01:18
Рецензия отличная!8-)
Ну слава Одину, выкидываю сей фильм из планов на посмотреть) *тут положено скроить лик попроще* Всем знакомым интеллектуалам, коим нравится «Фауст», скажу, что меня хватает только на супергеройские боевички. (Кстати, да, ваша рецензия мне как раз напомнила Честертона с его войной против самодовольной интеллектуальщины).
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение25 января 2012 г. 01:25
Это все оттого, что ПРЕРАФАЭЛИТЫ ДА, А КАРАВАДЖО НЕТ, ящитаю 8-)
 


Ссылка на сообщение25 января 2012 г. 01:50
По-видимому да:-)))


Ссылка на сообщение25 января 2012 г. 01:49
сильно
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение25 января 2012 г. 02:01
Впечатлился я :-)))
 


Ссылка на сообщение25 января 2012 г. 02:03
Чувствуется, крепко зацепило:-)))
 


Ссылка на сообщение25 января 2012 г. 02:15
Если не сказать «вставило» :-))):-))):-)))
 


Ссылка на сообщение25 января 2012 г. 10:33
Я бы -- в контексте описанной эстетики -- воздержался от подобных терминов!
 


Ссылка на сообщение25 января 2012 г. 10:52
С волками жить...
 


Ссылка на сообщение25 января 2012 г. 10:58
С гётами жить -- мефистофелем быть! :-D
 


Ссылка на сообщение25 января 2012 г. 11:06
Ихь бин антифашист унд Антифауст! Ихь либе жизнь и обожаю хаос (с) :Р


Ссылка на сообщение25 января 2012 г. 10:00
о, раз тебе не понравилось, надо посмотреть! :-)))
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение25 января 2012 г. 10:13
Это с чего вдруг такая логика? :-)))
 


Ссылка на сообщение25 января 2012 г. 10:16
почему вдруг? меланхолия, которую ты ругал, мне понравилась, а вот про Париж — совсем нет. вывод — киновкусы у нас диаметрально противоположные. или, считаешь, нужна большая выборка? ;-)
 


Ссылка на сообщение25 января 2012 г. 10:31
Разумеется! Как пишет Пелевин, пять раз — не пупарас :Р Что у нас там с презренной хуливудской продукцией?

А «Фауста» ты посмотри, конечно. Любопытно будет услышать мнение ;)
 


Ссылка на сообщение26 января 2012 г. 00:53
угу, весь вопрос в том, где его скачать
 


Ссылка на сообщение26 января 2012 г. 00:56
Не знаю, честно говоря. Я на кинофестивале смотрел. За кровные.
 


Ссылка на сообщение25 января 2012 г. 10:32
А, ну да: «Карнавал» нам одинаково мил, хотя и из-за разных героев ;)))
 


Ссылка на сообщение26 января 2012 г. 00:54
да-да, когда Армагеддон грянет, мы окажемся по разные стороны баррикад. но в перерывах между боями будем увлеченно смотреть «карнавал» :-)))
 


Ссылка на сообщение26 января 2012 г. 00:55
Вместе, ахха. Ангелы и демоны, блин. Нас выгонят из всех воинств! :-))):-))):-)))
 


Ссылка на сообщение26 января 2012 г. 10:08
мы сами выгоним все воинства. и продолжим смотреть «Карнавал» :-)))
 


Ссылка на сообщение26 января 2012 г. 11:48
ДА! Ччерт. Ну ты прекрасна ^_^:cool!::-)))
 


Ссылка на сообщение26 января 2012 г. 17:10
кто б спорил. ну то есть знаю 5-6 десятков ничтожных, которые бы поспорили :-)))


Ссылка на сообщение25 января 2012 г. 10:03
Интересный взгляд, спасибо. Было желание посмотреть этот фильм (возможно, в семейном кругу :-)))). Теперь даже не знаю. Может, если свободного времени много будет, и посмотрю.
Во всяком случае, аудиторию Вы подготовили)))
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение25 января 2012 г. 10:14
Предупрежден — вооружен, ага


Ссылка на сообщение25 января 2012 г. 10:52
>> Неправда, что массовый зритель ходит в кино, чтобы развлечься

Да неужели?

>> Вряд ли стоит удивляться тому, что у площадных шутов с их балаганами достучаться до сердец получалось куда чаще, нежели у попов

Вы вообще в курсе, о чем шутили площадные шуты? И до какого места они старались достучаться?

Фильм посмотрю обязательно.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение25 января 2012 г. 11:05
Шуты шутили о разном. Чаще о политике, я полагаю, но и без морального подтекста не обходилось, какими бы обсценными ни были шутки (как у Пелевина сейчас).

P.S. Вы ответьте на письма, плиз, а то я волнуюсь хуже площадных шутов перед выступлениями :)
 


Ссылка на сообщение25 января 2012 г. 11:17
В 99 случаях из 100 шуты шутили на темы телесного низа без всякой политики и без какого бы то ни было морального подтекста. Ваши представления об этом и ряде других предметов своеобразны, что и заставляет воспринимать ваши вердикты как антирекомендацию: что вам плохо, на самом деле, скорее всего, хорошо. Обвинять фильм в «унылости» — это просто смешно, если вам хотелось развлекалова — нужно было смотреть японскую мультипликацию.

Насчет писем — мы отвечаем в течение суток. Не нужно волноваться по этому поводу.
 


Ссылка на сообщение25 января 2012 г. 11:25
У всех нас представления о ряде предметов своеобразны, я полагаю. Если вы воспринимаете мои мнения как антирекомендацию — это прекрасно. Я всегда считал, что мнение должно побуждать к мысли и, возможно, полемике, а не к слепому принятию мнения как таковому. Очень может быть, что то, что мне плохо, вам будет хорошо, и наоборот. Слова «на самом деле» требуют более серьезной аргументации, согласитесь.

Унылость «Фауста» никак не зависит от моих представлений о шутах. И, кстати, японская мультипликация сплошь и рядом столь же уныла, как и это творение Сокурова. Что жаль, потому что «Солнце» и «Молох», например, не унылы ни разу, а «Фауст» — увы.

Спасибо, буду ждать :)


Ссылка на сообщение25 января 2012 г. 12:32
Никогда не понимал Сакурова.
В отличие от того же Триера.


Ссылка на сообщение25 января 2012 г. 23:11
Собирался смотреть. Раз уныло, не буду. Не люблю скукоту


Ссылка на сообщение26 января 2012 г. 02:23
первые два раза прочитал название как «Фаустрапон в спину дьявола», был немного удивлен
потом вчитася и понял, что уже половина третьего почти, и мне, видимо, пора спать
рецензия хорошая )


⇑ Наверх