Честно скажу: я страстный поклонник серии «Underworld» начиная с первого фильма. Точнее, первого фильма я и поклонник. И дело не в том, что Лен Уайзмен совершил в жанре своего рода малую революцию, которую потом ослащавили и обслюнявили несчастные «Сумерки», то бишь соединил вампиров и оборотней во всех смыслах этих слов; в конце концов, ничего шибко революционного в противопоставлении тех и этих нет. И даже не в том, что первый фильм визуально копировал навеки любимую «Матрицу» — прыжки с крыш, четкие приземления, рукопашная, стрельба, кожаные плащи, вся эта замедленная эстетика ближнего боя, короче говоря; эта красота, как мы понимаем, от комиксов.
Дело в том, что в первом фильме сочетались прекрасный драйв, изящный социальный подтекст (вампиры-аристократы против оборотней-плебса, грубо говоря) и сюжет, который переворачивал все с ног на голову через каждые десять минут. Мертвые оказывались живыми, друзья — предателями, негодяи — благородными людьми, свои — чужими, истина — ложью, и наоборот. И мифология была крепкая, пусть и собиралась с миру по нитке. И даже притянутость за уши ничему не мешала, ибо с лихвой искупалась той самой эстетикой. И детализация была на уровне. Отличное, в общем, кино.
Второй фильм, который «Эволюция», не задался катастрофически. Денег было в два с лишним раза больше, а придумки, видимо, ушли в первый фильм. В «Эволюции» было два гип-гип-ура-момента: безучастно наблюдающий за битвой собственных потомков капитан черного корабля Александр Корвинус, легендарный и бессмертный прародитель вампиров и оборотней, а также вампир-историк, заточенный в древнем православном монастыре. Остальное было уныло и тупо. Бессмысленный квест по псевдорумынской местности. «И кроме мордобития — никаких чудес».
Поэтому третий фильм я смотреть не стал, но он нам и не понадобится, потому что «Восстание ликанов» — это приквел к первому фильму и там не было красавицы Кейт Бэкинсэйл (только голос ее). На трех фильмах Уайзмен и Ко не успокоились и решили в конце концов дать сиквел к «Эволюции», каковым и стало «Пробуждение». И это, товарищи, хорошо.
В «Пробуждении» Уайзмен вспомнил о том, что надо бы огорошить зрителя с первой минуты и дальше преподносить ему сюрприз за сюрпризом с достойной кинематографа периодичностью. Сюрприз номер один: люди узнали о существовании вампиров и оборотней. Сюрприз номер два: их стали в массовом порядке уничтожать (поминаются первая и вторая чистки, purges). Сюрприз номер три: Селену и ее Майкла Корвина практически убили, но, как выясняется, не совсем. Сюприз номер четыре: Селена очнулась от криосна через 12 лет и обнаружила, что она — «образец номер один» в какой-то секретной лаборатории. Сюрприз номер пять: Селену на самом деле разбудил «образец номер два», и это не Майкл, а девочка, — само собой, ее дочь.
Это примерно первые двадцать минут. Дальше зрителя огорошивают по нарастающей, не забывая о матричной красоты драках и погонях. Впечатление такое, что эпоха первого фильма вернулась, ну или почти вернулась. Социальный подтекст налицо. Эстетика на уровне. Харизматических героев хватает, начиная с таящегося вампира Фомы (Чарльз Дэнс; вообще он Thomas, но я бы сделал его Фомой, потому что герой Дэнса и его сын «говорят по-русски», хоть и так, что без поллитры не разберешь; Селена тоже произносит одну фразу на великом и могучем; русский их ужасен — как там было в одной из джеймсбондовских фильмов: «Ви прьекрасно гаваритье па английски!» — «Йа училсья в Оксфордье!») и заканчивая главой лаборатории (Стивен Ри; выбор актера особенно трогателен, если учесть, что его роль тут — среднее между ролями в «Компании волков» и «V как вендетте»). И сложные схемы типа «эти охотятся на тех, а вот эти — на этих» присутствуют.
Единственное, что утеряно, и, похоже, безвозвратно, — целостность первого фильма. Та история была так встроена в пространство и время, что создавалась иллюзия огромного мира за пределами экрана, и то, что мы видели, было важной частью этого мира, но не более. Если сравнивать с «Матрицей», там обещанный в первом фильме мир был развернут в сиквелах, а в «Underworld» этого не случилось. (Ну, почти — черный корабль капитана Александра имел место, однако его быстро смахнули с доски.) После блестящего вступления сиквелы должны бы быть богаче, а не беднее, но — увы. Лен Уайзмен и Ко предпочитают устранять героев прежде, чем те успеют развернуться. Может быть, как раз оттого, что боятся, что те развернутся настолько масштабно, что никакого бюджета не хватит.
Иными словами, история продолжается, но прошлого не вернуть. Зато Кейт Бэкинсэйл снова в строю. И если у продюсеров-режиссеров-сценаристов (одним из последних тут стал небезызвестный Дж. Майкл Стражински) хватит воображения, пятая часть воспоследует — и снова перевернет вампиров, оборотней и людей с ног на голову.