К прочтению нового автора всегда подходишь с опаской. Даже если этот автор мастит, проверен временем, и гениален по мнению всех знакомых. Когда же речь идет о дебютантах, опасения усиливаются: смог ли автор написать что-то не банальное? Не будет ли его работа очередным повторением пройденного? Сможет ли он выдержать ровный уровень на протяжении всей книги?
Это подводит нас вплотную к автору книги «The Emperor's Knife», дебютанту Мазаркису Уильямсу. Пожалуй один из тех случаев, когда имя автора цепляет больше чем название, или картинка на обложке. Сразу возникает ожидание чего-то неординарного, неиспытанного прежде. И хотя книга неидеальна, она все же очень сильна как для дебюта. Стоит разобраться почему.
Основное достоинство романа, это конечно мир созданный автором. В отличие от столь распространенных в фэнтези разновидностей феодальной Европы, этот мир, если уж проводить паралелли, скорее заставляет задуматься о смеси Северной Африки и Ближнего Востока. Пески пустыни, безжалостно палящее солнце, смертельные дворцовые интриги. Автор не особо вдается в детали, давая понятие о географии мира, лишь изредка и набросками, о истории мы узнаем и того меньше, но оригинальность мира дорогого стоит. Будем надеяться, во второй книге, автор решит подкинуть сведений по миру.
Сюжет рассказывает о жизни такой себе архетипичной восточной империи, где император = сын Божий. Но разумеется, в Багдаде не все спокойно. Странная болезнь, наподобие магической чумы клеймит все больше людей. В прямом смысле слова клеймит: на телах несчастных жертв появляются всяческие рисунки. Потому и называется эта болезнь Узором, и тех кто заболел ею, убивают и сжигают. Потому что излечения от нее нет, а те кто заболел, рано или поздно, либо умирают в страшных мучениях, либо становятся Переносчиками, подвластными лишь Мастеру Узора — таинственному врагу империи.
На первый взгляд банально. Но нужно учитывать подковерные игры дворца, которые даже угрозу Мастера могут отодвинуть на второй план. История нам рассказывается от лица четырех людей, каждый из которых играет немалую роль в спасении империи.
Сармин — единственный выживший брат нынешнего императора, Бейона. Его пощадили по неизвестным причинам, в то время как все прочие братья были убиты по приказу их умирабщего отца, Тахала. По прошествии пятнадцати лет, которые он провел запертый в одной комнате, в самой высокой башне, в нем вновь возникает нужда. Некоторые люди хотят использовать его для свержения нынешнего императора, но кандидатура сшедшего за это время с ума Сармина, не выглядит очень надежной. Один из тех персонажей которых надо бы побольше. Автор стал уделять ему больше внимания к концу книги, и хочется надеяться данная тенденция продолжится в следующей книге. Вполне возможно, самый интересный персонаж, несмотря на свои многочисленные страхи и вполне вероятное психическое расстройство.
Эйюл — личный ассассин императора, владеет Ножом Императора, только ему позволено проливать благородную кровь. Большую часть книги является по сути, главным героем, и не очень-то интересным. Испытывает мучения от совершенных им убийств (в особенности принцев), его посещают мысли типа «я слишком стар для этого», вообщем довольно стандартный убийца, укутанный в ангсте и сожалениях. и вот как рахз когда это меняется, когда он приобретает (по определенным причинам, о которых не будем распространяться, ибо спойлер) определенную кровожадность, мстительность и становится невероятно интересным Badassом, автор начинает убирать его в тень. Но в целом персонаж удался, хоть в первой половине книги и кажется, что понял его до конца.
Месема — девушка из племен, не подчиняющихся империи, призвана стать невестой Сармина. Понятно, не испытывает по этому поводу особой радости, но идет на жертвы ради своего народа, бла-бла-бла... Если у вас сложилось впечатление, что это будет самый нудный ПОВ — можете себя поздравить, впечатление истинно. Она вырастает над собой, реально совершает важные деяния, но все это время меня не покидало желание пропустить ее ПОВ.
Тувайни — визирь, коварный интриган, который строит планы по захвату трона. Конечно же, я полюбил его ПОВ с первого мгновения. Никогда до конца не ясно, кому же он верен (кроме себя разумеется), но ему не по душе холодное, отстраненное правление Бейона, он желает возвращения, ко временам его отца Тахала. Понятное дело, крутит всеми во дворце как захочет, чем вызывает уважение. Вообщеб о персонажах такого типа, я не могу рассуждать объективно, слишком уж мне они нравятся. По поводу Тувайни, можно сказать, что это Петир Бейлиш, который что-то активно делает и чего-то добивается.
Автор очень хорошо нагнетает интригу, и порой создает действительно пугающие ситуации, но вот главный секрет (Кто же он, Мастер Узора), он все-таки не сумел уберечь. Это становится понятно примерно в середине книги, и если бы не отстраненность Мастера от основных событий, читать до конца было бы скучно.
Резюме — довольно удачный дебютный роман. Дарка не больше (а то и меньше) чем у Мартина, но книга от этого хуже не стала. Особенно бы рекомендовал любителям дворцовых интриг и тем кто желает окунуться в атмосферу Востока — и то, и другое на высшем уровне. Оценка — 8