Семинар Новая Малеевка и


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «vvladimirsky» > Семинар "Новая Малеевка" и семинары для молодых авторов вообще: позанудствую
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Семинар «Новая Малеевка» и семинары для молодых авторов вообще: позанудствую

Статья написана 23 ноября 2011 г. 21:43

Ну что, заполняется помаленьку портфель литературного семинара «Малеевка-Интерпресскон». Удивительно, что пока никто не прислал подборку рассказов, хотя положение о семинаре это позволяет. Жаль: облегчили бы и свою участь, и работу мастеров. Пора, пора запускать процедуру отстрела... в смысле, отсева потенциальных участников. Если бы кое-кто кое-куда не свалил, уже могли бы сказать некоторым авторам решительное: «Нет!».

В любом случае не лишним считаю напомнить: кто не прочь набраться ума-разума у Андрея Лазарчука, Святослава Логинова и Алана Кубатиева -- сходите по ссылкам выше,  не пожалеете.

Но здесь я о другом хотел поговорить. А именно о том, что все существующие в фэндоме семинары и мастер-классы -- и многодневные, и постоянно действующие, и стремительные, на конвентах, -- не совсем верно организованы методологически.

Все мэтры твердят в один голос: научить человека писать нельзя, но можно дать ему в руки литературные инструменты. Очень правильная позиция, ящитаю, не поспоришь. Но как это выглядит на практике? А вот так: молодой талантливый писатель X сочинил фантастический рассказ-повесть-роман, подредактировал, насколько хватило таланта и терпения, и отослал на семинар/мастер-класс. Участники мастер-класса/семинара прочитали, высказали свои замечания, потом мэтр выступил с заключительным словом, более-менее внятно разобрал текст по косточкам, забил последний гвоздь в крышку гроба -- и писатель X отправился домой, оплеванный, но гордый. Переписывать нетленку набело.

Не исключаю, что для него, для X, этот опыт был отчасти полезен: меньше косяков останется в тексте, меньше работы для издательского редактора. Но только в данном конкретном произведении -- или в другом, написанном в схожем ключе, в той же манере, с использованием тех же стилистических приемов. Ибо поиск блох в чужих сочинениях -- занятие увлекательное, веселое и вообще прикольное во всех отношениях, кроме одного: практический эффект его близок к нулю. «В чужом глазу соломину видеть, в своём -- бревна не замечать» -- давняя писательская традиция.

Как должна в принципе строиться серьезная, долгая, вдумчивая работа? Во-первых, никакого разбора готовых произведений. Это, конечно, льстит самолюбию семинариста и безмерно облегчает работу мастера, но чтобы «дать в руки новичку литературные инструменты» -- метод далеко не лучший. Это я вам как педагог говорю. Нормальное обучение (чему угодно) выглядит примерно так: сперва теоретическая лекция, потом закрепление материала, потом проверочная работа, потом работа над ошибками и переход к следующей теме. Скажем, такой приём, как стилизация. Первым делом ведущий читает теоретическую лекцию о стилизации, приводит примеры, рассказывает, каким способом она, болезная, выполняется. Проверяет, насколько его поняла аудитория. Дает задание: за неделю (или за две, три, четыре) каждому участнику семинара написать по рассказу-стилизации. Написали? Молодцы, теперь обсудим. У вас, дорогие Y и Z, получилось отлично, а у вас, уважаемый X, фигня на постном масле, накосячили здесь, здесь и здесь. Идите, читайте Оссиана и Борхеса. Усвоили? Запомнили? Пойдем дальше. Разберем, в чем сила прямой речи и напишем по рассказу, полностью основанному на диалогах...

Понятно, что работать по этому алгоритму очень непросто. Изматывает. И учителя, и учеников. Но зато действительно дает представление о литературных приемах, о том, как и зачем использовать их на практике. К сожалению, ни одного семинара, организованного по этому принципу, в «фантастических» кругах я не знаю. Только в рассказе Веллера «Гуру» встречал эту схему. А жаль, это действительно была бы серьезная школа. Понятно, что построить таким образом «конвентный» мастер-класс невозможно, да и одноразовый многодневный вроде «Аю-Дага» -- затруднительно. Но почему ведущие постоянно действующих семинаров пренебрегают азами методологии, для меня загадка. Ну, разве что «человеческий фактор» подкачал: замаешься читать лекции, два-четыре раза в месяц изучать писанину семинаристов, да еще потом пороть на конюшне возить их физиономиями по исчирканным страницам...

Хотя нет, вру! Знаю, знаю, откуда это пошло. Дотумкал пока писал. Все-таки не совсем дурак, разве что в личном. Чтение готовых текстов -- тяжкое наследие тех былинных времен, когда выступление на семинаре заменяло молодому писателю официальную публикацию. Когда на этот самый семинар шли не столько поучиться, сколько блеснуть перед коллегами: смотрите, что я умею! Надо же... Времена давно изменились, в нашу жизнь вторгся интернет, вывешивай на всеобщее обозрение хоть порнуху, хоть чернуху, а фантасты все еще живут по старым правилам. Консерваторы... Хотя сейчас как раз реальная учеба для начинающего беллетриста куда актуальнее суррогатной публикации. Да и не суррогатной тоже, если вдуматься.





103
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение23 ноября 2011 г. 23:11
Смотреть лит.семинары в других странах и замечать что они при университетах проводятся. Такая форма твоему проекту ближе и роднее.


Ссылка на сообщение24 ноября 2011 г. 14:06
Да, выглядит как по университетскому принципу. Лекции, семинары, проверочные. Лит.институт. Так и вижу: Академия Фантастики. Факультеты твердой НФ, мягкой, фэнтези. На факультете фэнтези кафедра эпик, героик, и т.п. Курсач — повесть. Дипломная — романъ.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение24 ноября 2011 г. 19:31
Ну да, а как иначе? Только так, при помощи веревочной петли и палки. Остальное -- паллиатив.
 


Ссылка на сообщение24 ноября 2011 г. 23:54
Вась, любой гасконец с детства академик. Пока бургундия и нормандия будут стилизацию изучать, он четыре тома про тамплиеров с гугенотами успеет сочинить. И издать, естественно.
 


Ссылка на сообщение25 ноября 2011 г. 00:15

цитата Нил Аду

четыре тома про тамплиеров


:-)))

Зачем четыре? Три.

Ничо-ничо, скоро эта лафа закончится...
 


Ссылка на сообщение25 ноября 2011 г. 00:31
Вообще-то я про тамплиеров так, наобум ляпнул. Ну да чего уж теперь.
 


Ссылка на сообщение25 ноября 2011 г. 00:32
Ты с тамплиерами того... Поострожней. Не подставляй им тыл. :-D
 


Ссылка на сообщение25 ноября 2011 г. 00:46
А если серьезно, то вот я сейчас читаю «Братьев Стругацких» Володихина&Прашкевича. Чрезвычайно полезная книга -- именно потому, что авторы доступно и внятно разбирают арсенал стилистических приемов АБС. Все не так уж сложно, если приглядеться. В теории. Но сколько ни пытались советские фантасты подражать Стругацким, толково получилось разве что у Столярова и у Щеголева в «Пике Жилина»/«Львин ой охоте». Этот драйв, эту прозрачность... Потому что нет практики. Даже в чертковском пятитомнике «Время учеников» именно стиль АБС сымитировать почти никто толком не сумел. Хотя такие зубры забредали на эту территорию -- вах! Но набор приемов (иногда очень мощных) и у них ограничен, чуть шаг в сторону от наработанного стиля -- все, упираемся лбом в тупик. И это, подчеркну еще раз, не МТА, а вполне себе живые классики. Читатель это чувствует -- не весь, но тот, к мнению которого не зазорно прислушаться.
 


Ссылка на сообщение25 ноября 2011 г. 01:20
Да я согласен, что это полезней, чем былинки выискивать и обсуждать устройство туалета в невесомости. Но ведь на всё время нужно, нужен момент подходящий.Помнится, я у Веллера на схемы построения рассказов натолкнулся и сразу подумал: вот это бы надо попробовать, и вот это. Да как-то всё так и не сложилось. Думаю, что не у одного меня.
Но, может, действительно, когда лафа кончится. ..
 


Ссылка на сообщение25 ноября 2011 г. 19:18
Главное чтобы письмо при прокачивании литературных скилов не превращалось в технологический процесс. Шобы текст с душою был.
 


Ссылка на сообщение25 ноября 2011 г. 20:49
Ну, если принять за отправную точку тезис, что задача литературы прежде всего психотерапевтическая -- для автора, -- конечно, так. Только вот весь «Самиздат» этими текстами, написанными без владения техникой, но «с душой», завален по самое не балуй -- и кому от этого легче?
 


Ссылка на сообщение26 ноября 2011 г. 14:47
Тоже верно. Баланс формы и содержания.
 


Ссылка на сообщение26 ноября 2011 г. 16:12
Угу. Только к персональной мотивации автора -- «с душой» там написано или чиста ради бабла, исключительно на мастерстве, как половина романов Достоевского и три четверти рассказов Чехова -- эта гармония формы и содержания отношения не имеет. Ни малейшего.


⇑ Наверх