Мельница и крест / The Mill and the Cross / Młyn i krzyż; 2011, Польша, Швеция.; 92 мин.
Режиссёр: Лех Маевски.
В ролях: Рутгер Хауэр, Майкл Йорк, Шарлотта Рэмплинг, Иоанна Литвин, Мариан Макула, Дорота Лис
Сайт: http://www.themillandthecross.com/
Один из самых претенциозных европейских кинопроектов этого года. Сюжет фильма полностью основан на впечатлениях от картины великого нидерландского живописца Питера Брейгеля-старшего (ок. 1525—1569) «Путь на Голгофу», известной также как «Несение креста». Идея «экранизировать» картину пришла в голову польскому режиссёру и художнику Леху Маевски после знакомства с книгой Майкла Гибсона — американского писателя, постоянно проживающего во Франции. Гибсон увидел в парижском кинотеатре фильм Леха Маевски «Ангелюс», был восхищён, написал хвалебную рецензию, в которой в частности отметил, что у режиссёра «брейгелевское сознание», и отправил в подарок Маевски свою книгу «Мельница и крест», раскрывающую символику живописи Брейгеля. В свою очередь, Маевски, как художник, давно интересовался творчеством великого живописца, и книга помогла ему разобраться в тайных смыслах картины «Путь на Голгофу». Появилось желание перенести символику Брейгеля на киноэкран. Для этого были приглашены звёзды европейского кино (Рутгер Хауэр, Майкл Йорк, Шарлотта Рэмплинг) и специалисты по передовым компьютерным технологиям.
Путь на Голгофу |
Вторая половина XVI века. Испанцы «наводят порядок» в своих нидерландских владениях: колесуют, закапывают заживо, распинают на крестах. Богатый коллекционер живописи Николас Йонгелинк (Майкл Йорк) заказывает Питеру Брейгелю (Рутгер Хауэр) картину, в которой отразилась бы жестокость испанцев, беззаконие, творящееся в стране. Брейгель просто рисует то, что видит вокруг. А видит он несение креста. И пусть в роли Христа — молодой фламандец, а римских солдат заменили испанцы; история в Нидерландах XVI века полностью повторяет историю в Иудее века I-го. Здесь будет и предательство Иуды и страдание несчастной матери. Мы увидим истории о людях, изображённых на полотне. Причем режиссёру интересны прежде всего визуальные образы, детали — сюжет отходит на второй план. Здесь сказывается влияние самого Брейгеля, во многих картинах великого живописца на переднем плане — быт, обычная жизнь второстепенных персонажей, а главных героев картин не сразу и найдёшь на полотне; в картине «Путь на Голгофу» несущего крест Христа тоже не сразу удаётся заметить в толпе,и в экранизации он точно так же редко появляется на экране. Зато визуальный ряд, которым так гордились создатели, стилизованный под творческую манеру Брейгеля, действительно заслуживает похвал — использовались разные компьютерные «фишки» (чтобы создать «брейгелевские» облака их, говорят, специально снимали где-то в Новой Зеландии, а потом уже обрабатывали на компьютере), хороша работа художников, костюмеров. Создатели фильма внимательны к обычаям жителей Нидерландов времён Брейгеля: например, в одной из сцен мы видим, как женщина тщательно отмывает дверной порог — именно вход в дом должен был быть идеально чист, в другом кадре девушка, желающая иметь ребёнка, прикладывает к животу каравай хлеба — символ «тела Христова».
Фильм начинается очень неторопливо — просыпаются и приступают к работе крестьяне, просыпается мельник, человек катит колесо, лесорубы находят в лесу подходящее дерево — постепенно становится понятно значение всех действий и поступков — как паутинки сходятся в центре паутины, так и все сюжетные линии неумолимо сольются в финальной точке, на Голгофе, что в свою очередь приведёт к завершению работы живописца. Раз за разом сменяют друг друга символы жизни и смерти — колесо и крест, а за всем происходящим наблюдает с вершины горы мельник, бог земного мира, также способный на настоящие чудеса.
Хотя польский слоган фильма заявлял, что это «rewolucja w kinie», особой «революционности» я не ощутил. Да, хорошая идея, но кинооживление живописных полотен использовалось уже не раз. Безусловно, очень интересны визуальные решения, но создателям не удалось добавить ничего нового к тому, что сказал своей картиной Брейгель. Фильм можно воспринимать в качестве любопытного бонуса к произведению великого художника. В качестве же самостоятельного произведения искусства (а фильм снимался с определёнными претензиями на элитарность, даже — на шедевральность) — работа неоднозначная, неспешная, похоже, что режиссёр стремился не оживить живописное полотно, а сделать кинокартинку более статичной и отстранённой. К тому же фильм немногословен, как суровый фламандский крестьянин XVI века, немногочисленные монологи главных действующих лиц дела не меняют.
О времени, потраченном на просмотр, я, конечно, не пожалел — мне, фанату Брейгеля, было интересно. Но, не покидает ощущение, что фильм на такую тему мог бы быть значительно сильнее, глубже. Здесь же местами всё похоже на фотопроект журнала «Караван историй», в котором звёзд переодевали в героев известных картин. Но, повторюсь, изобразительный ряд фильма в самом деле очень интересный и выразительный .
М. Йорк |
Р. Хауэр |