Ги Дебор Общество спектакля (М., 2011)
Ги Дебор (1931-1994) — французский философ, основатель и теоретик Ситуционистского интернационала, один из самых талантливых и радикальных критиков современного мира. Его основополагающие работы «Общество спектакля» (1967) и «Комментарии к Обществу спектакля» (1988), представленные в этой книге, одновременно нетерпимы как для западной системы (названной «распыленным спектаклем»), так и советской, авторитарной («концентрированный спектакль»).
Дебор предсказал и появление нового типа спектакля, синтеза двух, уже известных, — «интегрированного спектакля», совмещающего диктат потребления и репрессивный аппарат. По мнению последователей Ги Дебора, эпоха «интегрированного спектакля» — это эпоха, в которую живем все мы.
В отличие от старого давно раскупленного издания с невыносимым переводом С. Офертаса в мягком разваливающемся в руках переплете, новая книга – образец нормы. Стильный твердый переплет, превосходная бумага, новый изящный перевод Антона Уриновского.
Андрей Волос. Предатель (ЭКСМО, 2011)
Второй роман масштабной трилогии А. Волоса, посвященный одному из ключевых моментов в новейшей истории СССР-России -разлому, произошедшему на рубеже 80-90-х годов ХХ века. Первый роман трилогии — «Победитель» (о нем я писал на заре существования этой колонки), вышедший в 2008 г. в издательстве АСТ,- собрал хорошую прессу , но провалился в продажах. Второй роман трилогии выпустило издательство ЭКСМО в серии «Лауреаты литературных премий».
В центре второго романа трилогии — судьбы двух необычных людей: Герман Бронников — талантливый литератор, но на дворе самое начало 1980-х и за свободомыслие герой лишается всего. Работы, членства в союзе писателей, теряет друзей — или тех, кого он считал таковыми. Однако у Бронникова остается его «тайная» радость: устроившись на должность консьержа, он пишет роман о последнем настоящем советском тамплиере — выдающемся ученом Игоре Шегаеве. Прошедший через психушку и репрессированный по статье, Шегаев отбывает наказание в лагере на севере России. Кафкианская атмосфера романа усиливается тем, что по профессии Шегаев — землемер. Как тот самый Землемер К. из «Замка» Франца Кафки. Судьбы Бронникова и Шегаева переплетаются, времена — как в зеркале — смотрят друг в друга. «Предатель» — попытка осмысления позднесоветской эпохи не только как части истории страны, но и как личной истории. Слишком многое из того, что происходит с нами сегодня, ведет свой отсчет от тех лет и событий...
В отличие от предыдущих книг А. Волоса и Победитель», и «Предатель» написаны в подчеркнуто классической манере. Здесь нет ни модернистского ориентализма «Хуррамабада», ни магического реализма «Аниматора», ни гипертекстуальности«Алфавиты», написанной в форме словаря.
Отзывы о первом романе трилогии :
http://www.afisha.ru/personalpage/191552/review/245...
http://ivanchenkoval.livejournal.com/71542.html
Алан Кубатиев. Джойс (Молодая гвардия, 2011)
Ирландец Джеймс Джойс (1882—1941) по праву считается одним из крупнейших мастеров литературы XX века. Его романы «Улисс» и «Поминки по Финнегану» причудливо преобразовывали окружающую действительность, вызывая полярные оценки — от восторженных похвал до обвинений в абсурдности и непристойности. Избегая внимания публики и прессы, он окружил свою жизнь и творчество завесой тайны, задав исследователям множество загадок. Их пытается разгадать автор первой русской биографии Джойса — писатель и литературовед Алан Кубатиев. В его увлекательном повествовании читатель шаг за шагом проходит вместе с героем путь от детства в любимом и ненавистном Дублине до смерти в охваченной войной Европе, от комедий и драм скитальческой жизни Джойса — к сложным смыслам и аллюзиям, скрытым в его произведениях.
Джурджа Бартлетт. FashionEast: призрак, бродивший по Восточной Европе. Новое литературное обозрение, 2011
Книга Джурджи Бартлетт посвящена феномену «социалистической моды». Моду действительно можно назвать призраком, наводившим ужас на советское государство. Эфемерный, вечно незавершенный и неуловимый феномен составил нешуточную угрозу ценностям социализма, — стабильности, отсутствию перемен и предсказуемости. Бартлетт прослеживает историю феномена — от его зарождения в эпоху крушения большевистской утопической мечты до расцвета в восточноевропейских странах с приходом коммунистов к власти в 1948 году и постепенного заката в последние десятилетия существования социалистического строя.
В фокусе исследования Бартлетт — вестиментарные опыты конструктивистов; ранняя большевистская критика моды как буржуазного феномена; возвращение к идеалам традиционной женственности в сталинскую эпоху; институциализация моды и формирование идеологического конструкта «официального социалистического костюма» ( при почто полном отсутствие сколько-нибудь приличной одежды на прилавках магазинов); фестивали и конкурсы, призванные поддерживать миф о существовании социалистической моды, а также неофициальные модные практики, к которым вынужден был прибегать «человек эпохи дефицита».
Л.С. Клейн. Время кентавров. Степная прародина греков и ариев (СПб.: Евразия)
Эта научно-популярная книга написана всемирно известным ученым Л.С.Клейном, профессором, доктором исторических наук. В ней изложены результаты фундаментального исследования о роли древних миграций в происхождении индоевропейцев.Книга «Время кентавров» названа автором не фигурально, а потому, что он в самом деле находит отражение мифических образов кентавров в медном веке степей северного Причерноморья. В науке распространено представление, что образ кентавра порожден у народов, не знавших коневодства, впечатлением о всадниках у соседних народов. Автор считает, что незачем непременно искать реальность за монстрами мифологии, что кентавр – это поздняя переделка образа божества, связанного с брачными ритуалами и общего для греков, индийцев и иранцев. Отражение такого божества он находит в энеолитическом искусстве степей.
Кроме кентавров он разбирает происхождение и других образов монстров – единорога, дракона, циклопов, цербера. Всех их он связывает с общим наследием – с мифологией юго-восточной ветви индоевропейских народов. Из этого общего корня он выводит греков, иранцев, индоариев, армян, фригийцев и фракийцев. А этого общего языкового предка их он называет грекоариями и помещает в медный век степной полосы нашей страны и сопредельных стран. Корень этот является юго-восточным ответвлением индоевропейского древа. представляет собой соединение научной монографии с популярным изложением для публики. От научной монографии в ней многое. Это оригинальное исследование, которое вводит в оборот ряд совершенно новых гипотез о происхождении культуры греков и индийцев, аргументируя эти гипотезы фактами. Однако этот труд отличается от традиционных монографий тем, что написан доступно, с детективным (для увлекательности) построением, изложен общепонятным языком и избегает громоздкого ученого аппарата. Таким образом, книга должна привлечь как специалистов (они обойдутся без формальных ссылок на источники, и без того им известные), так и для широкого читателя (который в источники всё равно не полезет). В книге более 200 иллюстраций, включая фото, карты и схемы. Отменный литературный стиль и прозрачный доступный язык изложения.
Н.Н. Головин. Российская контрреволюция в 1917-1918 гг. В 2-х томах. (Айрис-пресс, 2011)
Книга видного военного теоретика генерала Н Н. Головина (1875-1944) представляет собой крупнейший обобщающий труд по истории контрреволюционного Белого движения, впервые изданный в эмиграции в 1937 г. Автор рассматривает весь спектр политических и военных организаций, возникших с марта 1917 г. по конец 1918 г. и пытавшихся противостоять разрушению российской государственности. Освещаются события на всех фронтах Гражданской войны, анализируются причины первоначальных успехов и последующих неудач Белых армий. Авторские приложения содержат картосхемы и множество редких документов. В сове время работу Н.Н. Головина внимательно изучал генерал Франко, старавшийся извлечь уроки из ошибок, сделанных русскими белыми.