Современник, 1991
Три сборника лагерных рассказов под одной обложкой. Лагерная проза уже сама по себе человеческий документ и должна быть прочитана вне зависимости от того, хорошо или плохо она написана. Шаламов, безусловно, писатель с большой буквы, да к тому же очень умный писатель. Его рассказы – это именно рассказы, не очерки, не полудокументальные отрывки. Но он и не пытается составить из рассказов искусственную романную конструкцию, не пытается написать роман в рассказах. Рассказы нарочито идут не в хронологическом порядке, не объединены общими персонажами. Роман и Колыма вещи мало совместимые. В лагере не строят планов на год, только на день. И выживают также, продлевая жизнь на сутки, вторые, смерть.
Шаламов не только умеет хорошо рассказать историю, а он это еще как умеет, он еще и объясняет понемногу нам, тем, кто не был там, устройство этого нечеловеческого мира, рисует карты ада. Шаламов пишет, что лагерь — это отрицательный опыт, безусловное зло, которое не пожелаешь никому; после лагеря еще никто не стал лучше. Вряд ли мы станем лучше и после прочтения книг Шаламова. Он только лишь дает нам возможность посмотреть в адскую бездну, в которой иногда отражаешься ты сам.