Среди многочисленных вариаций на тему «что будет после конца света», очень мало рассуждений о том, как именно сдвинется сознание людей, живущих «после катастрофы». Обычно акцент делается на технологиях, на противостоянии с теми, кому повезло меньше, чем запертой в Эдеме элите, на собственно выживании в недружелюбном, загаженном мире... Иногда встречаются и попытки раскрыть отношения между «новыми людьми» или показать структуру нового общества. Игра в утопии и антиутопии... Но всё это приелось, всё это перестало быть интересным. Поэтому вещи вроде «Зоны номер 6» выделяются на общем фоне именно своей нестандартностью.
Здесь во главу угла поставлены люди, а точнее — их внутренний мир. И очень хорошо показано, как меняется, как ломается душа, когда рушится привычный порядок... Композиционно мы имеем противостояние двух систем: эдакой дикой вольницы у стен города, где живут шлюхи и уличные грабители, сутенёры и контрабандисты, где собак сдают в аренду вместо обогревателей, а опасность может подстерегать на каждом шагу — и города, с жестокими порядками, где инакомыслящих устраняют (либо помещая в исправительное учреждение, либо просто убивая), а добропорядочные граждане даже не подозревают, что происходит на самом деле. Мне, как стороннему зрителю, обе схемы кажутся глубоко порочными, но и жители трущоб, и обитатели процветающего города привыкли к такому течению жизни и почти не пытаются его изменить... Почти, потому что земля продолжает рождать вольнодумцев, мечтателей и мстителей. И Сион — один из таких.
Сион... Мальчишка-вундеркинд, будущий гений, которого совершенно не интересуют ценности «элиты» нового мира. Он учится в лучшей школе, школе для избранных, но его это совершенно не волнует. Он может в любой момент «выпасть из реальности» засмотревшись на шумящие под натиском ветра кроны деревьев или выбежать в дождь на улицу и закричать во всё горло, не заботясь, что его могут услышать. Он абсолютно естественен, он не страдает сомнениями или сожалениями, он принимает мир таким, какой он есть на самом деле. При этом он ещё и чист, и невинен — ну ангел, натурально. Но... это в начале. Потом Сион меняется, и смотреть на это больно. Больно от того, что мир так плох. Что даже такие чистые люди вынуждены «пачкать руки»... От того, что беды сыпятся на седую голову Сиона, как дождевые капли на крышу во время неистового ливня, а мальчишка всё улыбается и улыбается, принимая происходящее всем сердцем. Впитывая в себя всё зло мира, корчась от боли и мучений, сходя с ума от творящейся вокруг несправедливости... Он и в конце остаётся всё тем же Сионом, но это видимость, на самом деле его душа уже покалечена, он уже не ангел, но и не демон, и не человек. Он — символ. Символ порочности и неправильности мира... Способного изуродовать даже настолько светлую душу.
Незуми совсем другой. Он дикий, словно зверёныш. Эта дикость в нём сидит всегда и может «вылезти» в любой момент, причём, она полностью контролируется этим человеком, ненавидящим 6 зону. Неистовый мститель, он, словно затаившийся хищник, терпеливо ждёт случая, чтобы уничтожить зону номер 6 раз и навсегда. И когда такой случай подворачивается, он радостно смеётся, предвкушая гибель обитателей города. Он жестокий и беспощадный, кажется, в нём почти нет ничего человеческого, но... Сион смог изменить его. Да, это звучит банально, однако, сердце даже самого чёрствого представителя рода хомо сапиенс может растопить обычное человеческое тепло. Главное, чтобы это отношение было искренним... Сион помог Незуми, не думая о выгоде, он просто не мог не помочь, не мог бросить беспомощного, раненого мальчишку, попавшего в беду. Да, доброта и участие Сиона изменили Незуми, к маленькому хищнику никто так тепло не относился, для него это было откровением. Которое он не забыл и по прошествии многих лет. И, думаю, никогда не забудет.
Третий угол своеобразного треугольника взаимоотношений — Сафу. Тоже гений, тоже вундеркинд, тоже элита, живущая в 6 зоне. Она до предела рационализированна, однако, общение с Сионом сказывается и на ней. Со временем она всё меньше напоминает гибрид вздорного уличного мальчишки и электронной энциклопедии, со временем она становится всё романтичнее, а Сион... Она его любит — и этим всё сказано. Грубо говоря — он с самого детства был для неё самым близким человеком, лучшим и единственным другом, а потом это дружеское чувство закономерно переросло в нечто большее. В общем-то, ничего особенного, однако авторам сериала удалось показать их (Сиона и Сафу) отношения без намёка на пошлость или вульгарщину, без банальностей и лживых красивостей, без слащавости, сюсюканья и умиления... Всё было очень просто, искренне — они открыли другу сердце, только и всего.
Но... Слишком мало. Слишком мало показано, слишком мало рассказано про других персонажей — журналиста, мать Сиона, собачницу... Обрывки, осколки чувств, эмоций, воспоминаний, фантазий, иллюзий... Изуродованные души на фоне изуродованного мира. И Сион, как Мессия, который хочет сделать всё ПРАВИЛЬНО, но... Не может. Всё летит в пропасть, всё ломается и рушится... Последняя серия очень символичная в этом плане — рушится огромное здание, окружённое водой, очень картинно рушится, будто понарошку, будто это просто фейерверк, а не настоящие взрывы. И чудо в самом конце... И Сион, как Христос, освобождающийся из объятий костлявой... Но не уходящий на небо, как Спаситель 2000 лет назад, а остающийся на бренной земле — остающийся строить новый мир. Но... Я не верю, что всё будет хорошо. Мне не нравится такой конец — он неправильный. И то, что стало с Сафу — неправильно. И гибель города, гибель стольких людей... Тоже неправильно. Смотря на это коллективное помешательство, на безумие, творящееся в последних сериях, так и хочется крикнуть:
«ЛЮДИ! ЧТО ЖЕ ВЫ ТВОРИТЕ, ЛЮДИ?!».
P.S. Очень красивое и грустное аниме. Заставляющее задуматься. Заставляющее сочувствовать. Почти шедевр. 95 баллов из 100.