ЧАСОВЫЕ ЗАВТРАШНЕГО ДНЯ
Уильям ГИБСОН. ВСЕ ВЕЧЕРИНКИ ЗАВТРАШНЕГО ДНЯ: Роман / Пер. с англ. Д.Борисова. — Екатеринбург: У-Фактория, 2002. — 384 с. (Серия "Киберtime"). 10 000 экз. (п) ISBN 5-94799-110-1
Футуристический триллер "Все вечеринки завтрашнего дня" завершает "мостовой" цикл Уильяма Гибсона. Сюжетные линии и судьбы персонажей двух предыдущих романов трилогии ("Виртуальный свет" и "Идору") сходятся в в своеобразный "метаузел", каковым становится "Гольден Гейт" — разрушенный сокрушительным землетрясением стальной мост между Сан-Франциско и Оклендом, прибежище изгоев и деклассированных элементов. Именно здесь формируется эпицентр глобальных перемен узловой структуры мира, инициируемых одним из персонажей книги, информационным магнатом Кони Харвудом. Уничтожение автономной субкультуры моста, "бессознательного полигона для разработки альтернативных социальных стратегий" должно стать первым звеном в цепи зловещих изменений, своеобразным началом "конца света".
Пишут, что Гибсон владеет огромной коллекцией старинных часов, для пополнения которой он тратит немалые деньги, активно участвуя в аукционах интернет-барахолки eBay. Вероятно, отсюда завидная осведомлённость родоначальника современного киберпанка в области идентификации и классификации механических приборов для измерения времени. Часы в "Вечеринках" (подобно очкам в романе "Виртуальный свет") играют архиважную роль, прочно цементируя фабулу романа. Любовно-скрупулёзному описанию маленьких механизмов, чётко функционирующих во "враждебной по определению Вселенной", Гибсон посвящает целые абзацы. Стрелки часов вычерчивают орбиты поступков персонажей, по виртуальному следу часов в киберпространстве положительные герои ищут главного злодея, тиканье часов с навязчивой постоянностью напоминает о том, что отведённое всем нам время уже заканчивается. Текст романа плотен и осязаем, предложения информационно насыщены, главы компактны и подогнаны друг к другу, словно шестерёнки в часовом механизме. Автор с невероятным изяществом делает виртуозные обобщения и парадоксальные выводы. Конструкции Гибсона стильны, а констатации элегантны, как хорошие швейцарские часы. Обилие точных деталей придаёт описываемым событиям резкость и достоверность. Всё это сочетается с характерной для Гибсона кинематографичностью, непредсказуемым сюжетом и, конечно же, с необычными, маргинальными, психопатичными образами многочисленных героев. Агент перемен Кони Харвуд, эдакий "образец двадцать первого века, синтез Билла Гейтса и Вуди Аллена", используя нанотехнологии, дистанционное клонирование и наёмных убийц пытается опрокинуть мир, переделать его под себя, что означает фактическое уничтожение существующей реальности. Харвуду противостоят бывший полицейский Берри Райделл, сталкер виртуального мира Лэйни, экс-рассыльная Шеветта Вашингтон, цифровая мегадива-идору Рэи Тоэи и беспризорник Силенцио, чувствующий себя уютно только среди часовых циферблатов. Эти очень разные, но очень живые, персонажи оказавшиеся на переднем краю битвы за спасение мира, которая идёт одновременно в компьютерных информационных потоках и в реале. становятся своеобразными "часовыми" завтрашнего дня. Их страсть, любовь, непосредственность, чистота не позволяют миру рухнуть. Конец света откладывается. Починенные и отреставрированные часы вечности продолжают свой размеренный ход.
© Владимир Ларионов
Опубликовано в журнале "Звёздная дорога" #1, 2003.