Волчий дождь дорога без


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Absolute» > Волчий дождь (дорога без начала и конца)
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Волчий дождь (дорога без начала и конца)

Статья написана 4 сентября 2011 г. 22:51

Есть аниме, которые западают в душу — сразу и навсегда. Они могут не считаться шедеврами, их могут ругать, выставлять в не самом лучшем свете, а потом и вовсе забывать. Другие. Но не ты. Тот, кто понял. Тот, кто видит суть. Это нечто, схожее с резонансом — частота и тональность сериала совпадают с колебаниями твоей собственной души. И уже нельзя остаться равнодушным, нельзя отделаться ярлыками вроде «шедевр» или «мусор». Но, вот ведь в чём беда, и полностью высказать то, что чувствуешь, не получается. Это всё равно, что слепому объяснять, каков цвет неба, а глухому показывать на пальцах соловьиные трели и журчание горного ручья. Можно пытаться, можно потратить на это всю жизнь, но правда, которую поймёт слепой, будет отличаться от правды, которую знает зрячий. Это непонимание неустранимо, однако...

Я всё же попробую рассказать.

Про волчий дождь. Про безнадёжную мечту и несуществующий рай.

Что я могу сказать о сериале в первую очередь? Это — сказка. Тоскливая, печальная, заунывная, как волчий вой, но всё же сказка. И сказочных атрибутов мы видим превеликое множество: это и старейшина, вытаскивающий души из небытия и рассказывающий про сад вечности, и само индейское племя, почитающее волков, и книга луны с пророчеством, заканчивающимся пустыми страницами, и Аристократы с их «алхимией», и «райская болезнь», поразившая «спящую царевну», и человек, ставший драконом (волком), и многое-многое другое. Одновременно в сериале присутствуют элементы постапокалипсиса, что рождает сюрреалистическую картину «неправильного» мира.

Во-вторых, сам мир «Волчьего дождя» пробирает до костей своей леденящей кровь правдоподобностью. Эти картины всеобщего запустения, разрушенные города, погребённые под снегом, зелёные чащи, превратившиеся в Лес Смерти, пытающиеся поддерживать видимость нормальной жизни Аристократы... Особенно впечатлил последний город — город людей-роботов, которых не волнует ничего, кроме собственной шкуры. Которые не знают даже — зачем они живут и какой смысл в такой жизни. Особенно не по себе становиться, когда примеряешь эту картинку на реальный мир и понимаешь, что не сильно-то он и отличается... Грустно всё это. Тоскливо до жути.

В третьих, история, собственно и составляющая сюжет, заставила меня вспомнить «Тёмную башню» Кинга. Бесконечный цикл перерождений, сдвинутый мир, ошибка повторяемая раз за разом... И тот, кто идёт дорогой, не ведущей никуда. В поисках спасения. Рая. Лучшей жизни. Ведь мир умирает, что-то в нём сломалось, пошло не так, как надо. Он начал трескаться и ломаться, как упавший на пол бокал. Скоро он рассыпется прозрачными осколками льда, скоро вся земля окажется погребённой под холодной белоснежной коркой, скоро не останется ничего кроме снега и вечной зимы. А потом... Абсолютный ноль? Полная остановка жизни? Идеальное небытие? Идеально мёртвый мир... Но ГГ «Волчьего дождя» не хочет смириться. Не хочет превратиться в падших волков, вроде тех, что работают в роли тягловых собак, перевозящих буквально на своём горбу тяжеленные ящики. Несмотря на издевательства и смех, несмотря на неверие и злобу, несмотря на подбрасывающую подлые ловушки судьбу Киба упрямо идёт вперёд. Ползёт, даже когда не остаётся сил. И даже, когда тело отказывает — всё равно грезит раем. Ни разу не усомнившись — а есть ли рай вообще и стоит ли его искать.

В чётвёртых, сериал оставляет массу вопросов. Например, Аристократы — то ли они люди, получившие тайные знания. То ли они сверхлюди, изначально тайными знаниями обладавшие. То ли они волки, забывшие своё происхождение. То ли они люди, но напрямую произошедшие от волков. Те представители «высшего сословия», которые показаны в сериале не отвечают на вопрос «кто вы, Аристократы», а напротив, лишь запутывают следы, как ускользающий от погони заяц. Ведьма-Джагара, демон-волк Дарсия (который одним лишь своим присутствием натурально вырубил целый полк солдат)... а на другом полюсе — улетевшая в царство вечных грёз Хамона и беспомощный старик-покровитель города, в котором и началась история погони за призраком волчьего рая. Кто из них настоящий Аристократ? Почему одни сильнее других? Какие знания получили они от предков? Что такого страшного сделал первый Дарсия? Как он (человек) сумел запечатать мистический волчий рай? Вопросы без ответов — но это и к лучшему. Лёгкий аромат тайны придаёт сериалу особый «вкус» и даёт пищу для дальнейших размышлений. А разве это плохо?

В пятых, сам рай — крепкий орешек, который сложно до конца понять. С одной стороны, классическая концепция рая, как «награды для праведников». Некоторые моменты совпадают если не полностью, то с очень высокой степенью достоверности — например, следующий своей «вере» до самого конца «праведный» волк Киба и его проводник в лучший мир — «ангел» Чеза (дитя цветка). С другой стороны, этот рай — не совсем рай. Намёками нам говорят об этом на протяжении всего сериала. Тут и сад вечности, который вроде бы рай... Но рай только для одного — а значит и не рай вовсе. Почему? Чем плоха такая награда за «хорошее поведение» в земной жизни? Нет ответа, но зато становится кристально ясно — рай волков сильно отличается от христианского Эдема. Дальше картинка начинает проступать яснее — мир рушится, а легенда гласит, что спасение — в Раю, который могут найти только волки. Т.е. рай не награда — рай это путь к выживанию. Путь к продолжению существования. Не одного конкретного волка или человека — а всего мира. Жизни в целом. Немного похожая концепция встречалась у Дяченко в «Армагед-доме», но мифология «Волчьего дождя» всё же другая. Здесь мир проходит цикл за циклом — и выхода нет. Нет и не предвидится. И это не наказание «за грехи», как у Дяченок, это его естественное состояние. Состояние вечного падения в бездну...

В шестых, мне очень понравилось, как в сериале раскрыли концепцию вечного личного рая. Т.е. то, что здесь называется Садом Вечности. В самом деле, можно ли быть вечно счастливым, оказавшись в каком-то идеальном мире, созданном специально для тебя? Т.е. в мире, который от начала и до конца ПРАВИЛЬНЫЙ (с твоей точки зрения). И ответ этот, в отличие от лицемерных (на мой взгляд) попыток разных писателей, поэтов, философов изобразить себя бессребрениками и подвижниками, понятен и прост — да, можно. Ещё как можно жить в таком идеальном мире. И быть счастливым. Вечно... Если только тебя не беспокоит мечта, желающая непременно осуществиться. Мечта, которая не для тебя одного, а для всего мира. Мечта, слишком большая для личного рая. Мечта, безжалостно и неотвратимо разрушающая Сад Вечности... На самом деле, момент прощания Кибы с девушкой из Вечного Сада — один из самых трогательных в сериале. «Мы с тобой слишком разные», говорит она, имея в виду не столько физические отличия, сколько разницу в «потребностях». Кибе нужен волчий рай, нужен путь в новый мир — не личный мирок, а мир, где все смогут жить счастливо. И хотя он знает, что такого мира нет и быть не может, он всё равно стремиться к «волчьему раю». И Сад Вечности рушится, потому что не может стать совершенством... Потому что совершенства не существует.

В седьмых, музыка. Она восхитительная. Она создаёт незабываемую атмосферу. Она волнует. Она тревожит. Она вызывает печаль. Это ощущение распадающейся ткани бытия — наполовину заслуга музыки. Именно музыка создаёт ощущение нарастающей тревоги, накапливающихся «неправильностей». Иногда она будто ломается — в такт ломающейся реальности. Иногда она (как в опенинге) зовёт в перёд — бежать со всех лап в рай... Она очень разная, но каждый раз удивительно соответствует моменту. Она — безупречна.

В восьмых, картинка. Даже сейчас, по прошествии многих лет, она радует глаз. Без особых спецэффектов, предельно реалистично изображённые бои, люди, которые похожи на людей, а не на инопланетян с глазами на поллица, города, которые действительно «остатки былой роскоши», а не очередной плод безумной фантазии художника. Этот мир выглядит до ужаса реальным — и потому трещина, разломившая его плоть, ощущается при просмотре «Волчьего дождя» чуть ли не физически. Мир рушится — и зритель почти ощущает его боль, боль умирающей реальности, которая бьётся в агонии, понимая, что вот-вот и всё... Конец.

Очень не хочется говорить о минусах, но их таки есть. Эти минусы — четыре последних серии. Которые ОВА. Они, ну совершенно лишние. Сначала нам всё растолковывают от и до, не оставляя пространства для размышлений, разжёвывают мифологическую основу сериала, будто первоклассникам. Таким обычно страдает Голливуд и в аниме подобная тенденция, мягко говоря, не радует. Ещё больше не радует ДРАМА, развернувшаяся в последних трёх сериях. Герои как можно более трагично погибают, оставляя море пафоса и слёз. Зачем? Разве после 26 серии и так непонятно, какая судьба им уготована? Зачем это во всех подробностях зрителям подсовывать? Всё равно что взять красивый торт и разделить на части — в одну тарелочку крем, в другую бисквит. И всё, нет торта, есть слишком сладкий (без бисквита) крем и слишком пресный (без крема) бисквит. Зачем? В угоду фанатам? Даже если так — зря. Очень зря. Только всё впечатление смазали...

P.S. Оценка — 100 из 100. Шедевр. Смотреть и пересматривать.





920
просмотры





  Комментарии
Страницы: 12


Ссылка на сообщение18 сентября 2011 г. 11:08

цитата Absolute

Шедевр — понятие глубоко субъективное. Шедевр, он для конкретного человека.
:beer:

Пойду заполнять пробелы в литературном опыте)


Ссылка на сообщение18 сентября 2011 г. 11:27
Ну и так, в качестве маленького личного «наблюдения». Кто вообще нам говорит, о том что рай достигнут?

Как раз, то что в концовке показывают говорит о недостижимости абсолютного рая. Как и, недостижимость всего абсолютного в принципе. Диалектика)
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение18 сентября 2011 г. 15:31

цитата Lion0608

Ну и так, в качестве маленького личного «наблюдения». Кто вообще нам говорит, о том что рай достигнут?


А рай и не достигнут, просто круг замкнулся.
Страницы: 12

⇑ Наверх