В древнем мире моря, реки и озера человеческое воображение населяло различными мифическими существами. У древних греков в морях обитали: Пасейдон, Тритон, сирены и т.д. В славянских мифах в реках и озерах обитали Водяной и Русалки. В Новгороде сочинили былину о Садко, побывавшему у морского царя. В «Итальянских сказках» Кальвино мне попалась притча «Кола-рыба»-тоже ихтиандр.
Писатели также разрабатывали эти мифы. Про русалок писали Пушкин, Гоголь, Андерсен и др. Люди тоже пытались покорять подводный мир. Так существует легенда, что Александр Македонский опускался на дно моря и наблюдал подводный мир.
Леонардо да Винчи изобрел несколько аппаратов для погружения в воду. Возможно они были изготовлены. В 19 веке появился мягкий скафандр, со снабжением воздухом с поверхности. Затем жесткий. Наконец перед второй мировой войной изобрели индивидуальный кислородный аппарат, а во время войны Ж-И Кусто изобрел акваланг. Но фантасты продолжали мечтать о свободном плавании людей под водой. В своих произведениях они превращали своих героев в земноводных существ. Так например француз Жак де Ла Ир написал роман «Иктанэр и Моизета»(рус.пер.1911г), а Ж.Рони выдумал целую цивилизацию людей-амфибий (Нимфея).
В РСФСР разработку этой темы начал А Беляев. Как прояслось он взял фабулу де Ла Ира и творчески её переработал. Роман получился на десятилетия. В наше время дважды экранизирован, а в перестройку было написано продолжение (Климай «Ихтиандр»). Потом в период индустриализации
Беляеву подрезали крылья и пришлось написать повесть «Подводные земледельцы» о колхозниках выращивающих водоросли. До и после войны, если и писали на подводную тему то только чисто с производственной точки зрения. После ХХсьезда фантасты раскрепостились и начали писать более свободно, но новых решений мало кто нашел. На эту тему писали Жемайтис «Маски Робба», Колпаков «Последний лемур», Михайлов «Пещера многоногов» и др. В основном в рассказах рассматривались технические решения подводного дыхания. Неплохие повести написали Г Голубев
«Гость из моря» и Емцев-Парнов «Операция«Кашалот». На исходе перестройки Крылов «Русалка» и
Сагабалян «До первого ветра» написали рассказики с любовно-эротическим уклоном-разрешено так пишем.
Но никто не смог приблизится к произведению А Беляева. Сняли фильм «Садко». В фильме «Марья-искусница» Шварц также отправил своих героев в подводное царство
За рубежом отличный роман написал Абе Кобо- «Четвертый ледниковый период». Японцы живут у океана и самим бытом должны врастать в него, поэтому получилось отличное произведение.
А так основной темой фантастики 60-80-х было взаимоотношения с дельфинами, а в наше время много фэнтези, где иногда проскальзывают обитатели морей и океанов, но человеку-амфибии уже нет места.