Gary K. Wolfe
Wesleyan University Press, 2011
«Испаряющиеся жанры» — так называется эта книга, сборник эссе о фантастической литературе. Там же во введении к первой части книги Вулф пишет, что ««genre» is used largely as a term of convenience», там самым подразумевается, что жанров как таковых не существует, это такие наклейки, которые наклеиваются и переклеиваются, но литература не имеет четких границ. Однако уже в названии книги встречается слово «жанр», а значит, как бы мы не хотели отказаться от жанрового деления и просто делить литературу на плохую и хорошую (например), сделать это не получается. Чтобы показать и доказать, что жанры испаряются и перетекают друг в друга, нужно для начала признать, что жанры существует, иначе доказывать будет нечего. А потому и книга эта вообще не должна была бы существовать.
Говоря о жанрах, можно заметить еще одну особенность книги. В своих эссе Гэри Вулф часто перечисляет тех авторов, которые сегодня работают на стыке жанров: Майкл Суонвик, Келли Линк, Чайна Мейвилль, Джефф Форд etc etc. Но как нетрудно заметить, эти авторы условно относятся к «жанровым авторам», то есть их публикуют жанровые импринты и издательства, их книги рецензируют в жанровых журналах и блогах, нахождение всех этих авторов по эту сторону очевидно. Вулф, хотел он того или нет, перетянул любимых авторов на свою сторону – на сторону фантастической литературы. Но в книге почти нет упоминаний других авторов, тех, кого принято считать «мэйнстримом».
Чтобы понять книгу, нужно понять самого автора. Вулф – это нечто среднее, между рецензентом и академиком. В своих эссе он зачастую применяет исторический подход, замечая эволюцию автора, жанра, поджанра. Вулф – критик-картограф и критик-историк. Он из той породы критиков, что могут определить место автора в истории литературы, найти параллели между одним автором и другим, отследить корни того или иного произведения. Он иногда копает вширь, а не вглубь, но ширина его размаха потрясает. Вулф умеет раскладывать литературу по полочкам, но умеет и увидеть глубину в романе.
Его эссе – это именно что карты, обширные, на которых порой слишком много объектов, чтобы сосредоточиться на каком-то одном.
У Вулфа есть свои любимые авторы (это все те же Форд, Рикерт, Линк). Как любому критику, Вулфу свойственно преувеличивать некоторые фигуры. Так, в эссе «Evaporating Genres» в части «The Construction and Deconstruction of Horror» автор пишет о развитии жанра хоррор, отводя при этом Стивену Кингу пол-абзаца, а Питеру Страубу несколько страниц (в книге есть также целое эссе, посвященное книгам Страуба), в то время как мне Страуб представляется дутой фигурой.
Жанры испаряются, и Вулф этой книгой помогает этому испарению.