Ну вот и отгремели жаркие бои 3-ей Лабораторной. Ну, как отгремели – где-то там, за горизонтом ещё идёт последняя, финальная, баталия, и авторская пехота изнемогает от налетов тяжелой кавалерии судий. Однако тем, кто подобно мне, уже отплясался, на весь этот шум уже всё равно – «мы разрублены мечом, мы укрыты как плащом волосами блаженных» и теперь можем спокойно деанонимизироваться в приватной беседе с апостолом Петром, который обязательно выслушает, найдёт, чем похвалить, а также выдаст крылышки с арфой и проводит до ближайшего облачка. А там уж, свесив ножки вниз и сунув означенную арфу под мышку, можно наблюдать за всей этой земной суетой и болеть за полюбившиеся рассказы. Картина благостная, спору нет, однако ещё Андрей Дашков подметил, что все писатели, в общем-то, попадают в ад, так что я бы на вашем месте, уважаемое паньство, присмотрелся бы к этому Петру повнимательней – а ну как в честь него два брата в Швейцарии группу назвали?
В общем, все это на самом деле – лирика и её смело можно пропустить. Просто я никак не могу отделаться от ощущения, что, в самом деле, сижу на этом полковом барабане, пробитом картечью, и слушаю как там, за горизонтом затухает бой. Не скрою, первое время после объявления результатов у меня было желание помахать кулаками после драки. Ибо саму-то драку я пропустил, ожидая на полночном шоссе экипаж ДПС, меряя шагами разметку и предаваясь мечтам о сигарете (а бросили-с!). Но теперь, когда я пишу эти строки, я уже вновь собран, холоден и чуть отстранен, и способен слышать эхо далекой битвы.
Давайте, наверное, вспомним, кто в ней участвует.
цитата demihero
Итак, в 3-й финальный тур 3-й финальной фантЛабораторной работы прошли 10 рассказов из предыдущего тура:Время ушло
Должник
Йасси — Ёж
Мёртвая голова
Небезнадёжен!
Обратный путь
Пейзаж, нарисованный чёрным
Перекати-небо
Путь комиссара
Серийный брак
цитата demihero
Ах, да. Вот ещё, наверное, вам будет интересно. Рассказы, которые набрали 6,00 баллов и выше, но не прошли в финал:Белый свет
Ещё одна сказка
Крысоед
О бедном вампире замолвите слово…
Память — глаза мои
Убийство девочки-оленя
Юм
Но подавать данные в таком виде мне показалось неудобно, поэтому я решил всё немного систематизировать, а заодно и дополнить. Благо всевозможной цифири в ходе конкурса было порассыпано изрядно. Заодно и потешил свою страсть к составлению таблиц — как всякий гуманитарий, не часто занимающийся подобным, я всегда прихожу в восторг при виде разнокалиберных диаграмм и графиков.
Табличка, каюсь, кроена на скорую руку, но общее представление передает.
Немного комментариев.
Красная – 4 рассказа (2+2). Самая сбалансированная группа – ибо курировал кто?! – лидеры рейтинга набрали по 6 с лишним баллов, но кому-то этого всё равно не хватило.
Синяя – 3 рассказа (2+1). Лидер группы, «Должник», с трудом попал в финал, зато рассказ «Небезнадёжен», деливший в группе 2-3 место с «Девочкой-оленем…» занял первую строчку читательского рейтинга.
Зеленая – 2 рассказа (2+0). Несмотря на разрыв в 20 баллов ровно прошли как и в группе – один за другим, только заняли не 1ое и 2ое, а 2ое и 3ье места соответственно.
Желтая – 4 рассказа (3+1). Лидер Желтой группы (рассказ «Счастье», 38 баллов) не набрал даже 6 баллов, занимавший вторую строчку «Бедный вампир…» в финал не вышел.
Фиолетовая – 3 рассказа (1+2). Очень плотная была группа, разрыв между 1ым и 6ым местами составил всего 15 баллов (сравните с «зелеными»!) Поэтому в финал ухитрился пролезть только лидер.
Оранжевая – 1 рассказ (0+1). По итогам второго тура, группа в которой я играл, показала себя слабейшей – один рассказ с 6 баллами и ни одного в финале! Дистанция между лидеров и аутсайдеров была как у фиолетовых, максимум баллов – как у желтых.
Вот такая занимательная статистика.
Теперь немного частностей.
Из всех 19 рассказов (а именно столько вы можете найти в табличке) я не осилил три. Из финалистов не добрался до «Перекати-небо», из внеконкурса – до пенсионера, любителя приключений, из аутсайдеров — до «Юма». Хотя, если сказать честно, не читал – действительно, не читал – я только «Приключение для пенсионера». Тут «стрельнуло» название – я прикинул, что мне до пенсии ещё далеко, поэтому ничего интересного я там отыскать не сумею. К тому же, втайне я подозревал, что рассказ будет давить на жалость, а этого мне уже хватило, и с лихвой, в конкурсном «Безлимите» (автор, если я не прав, прошу прощения).
А вот два других рассказа я читать пробовал, но ни там, ни там не продвинулся дальше начальных абзацев, не знаю уж что тому было виной. Скорей всего, острый передоз другими рассказами. Как бы то ни было, эти три рассказа я рассматривать не буду (может быть, потом, в другой раз).
С остальными шестью непрошедшими в финал работами (и ещё сколькими-то внеконкурсными) тоже всё ясно. Помню в каком-то из «Форсажей», вообще-то не сильно мною жалуемых (честно – терпеть не могу) был такой неплохой монолог, что неважно опоздал ты на секунду, или на целый час – один чёрт, тебя обставили. Ну, а если обставили, то к чему огород городить? Всё уже, отгородились. В утешение могу предложить место на барабане – как никак, коллеги по несчастью, я тоже освоил полеты на фанерном ковре мимо радуги Эйфелевой башни.
Другое дело рассказы-финалисты – прошедшие горнило суровой авторской мясорубки в первом туре и не пошатнувшиеся от нашествия читателей в туре втором. Монстры! Мастодонты! М… м… Одним словом – могута нереальная.
Впрочем, так я думал до того, как увидел рассказы, вошедшие в финальный список. В реальности же с «могутой» оказалось негусто – я лично могу назвать таковыми только три рассказа (и это вовсе не занимающие пьедестал). «Время ушло», «Обратный путь» и «Мёртвая голова». О первом было сказано – и достаточно – в отзыве, но я всё же не могу удержаться от одного музыкального сравнения. Среди работ, эксплуатирующих скандинавскую мифологию, этот рассказ выделяется как творчество немцев Fjoergyn среди всех остальных команд эксплуатирующих тег «viking metal».
Что касается двух других рассказов, то, на мой взгляд, они вполне достойны публикации. «Обратный путь» — где-нибудь в «Если», «Мёртвая голова» – в «Полдне». Это, конечно, на субъективный взгляд человека редакционный портфель отродясь не готовившего. Однако означенные журналы я почитывал и могу засвидетельствовать – в том же «Полдне» хватает вещей куда более слабых.
Был ещё один достаточно интересный рассказ (из числа не вышедших в финал), где идея и её воплощение выглядели привлекательно – «Память – глаза мои», но большинство читателей, по-видимому, посчитали его слишком пессимистичным. Хотя в ту же журнальную концепцию он ложился более чем удачно.
Кроме «могуты» выделю ещё одну группу – т.н. «рассказы антуража» («Йасси-Ёж», «Путь комиссара»). Этих товарищей, на мой взгляд (вы ведь помните, что вся эта статья – мой взгляд, кроме упрямых цифр?) отличают декорации, неважно – умело выписанные или только намеченные штрихами (но такие знакомые). Они, эти декорации, и служат… нет, не костылями – скорей уж теми самыми крыльями из воска и птичьих перьев, которые позволяют парить, но не летать.
Э, что-то и я воспарил куда-то не туда – того и гляди начну на финалистов отзывы по второму кругу писать. Нет уж, пускай этим судьи занимаются, а я всё-таки о другом хотел сказать. Ведь у нас в финале участвует ещё одна группа рассказов – «пушистики». И вот на них мне хотелось бы остановиться чуть подробней.
Во-первых, немного этимологии. Если не ошибаюсь, впервые ввел подобную категорию Рахметов, а за ним, осознав всю глубину и точность термина, подхватили и остальные, в том числе и ваш покорный слуга. «Пушистики» — это рассказы, которые хочется хвалить, но хвалить не потому что тебе действительно понравилось, а потому что так они написаны – легко и позитивно, чаще всего – с юмором. В рассказе-«пушистике» обязательно обнаружится растяпистый главный герой, который либо круто переосмысливает жизнь и утрачивает свою растяпистость, либо попадает в такие условия, где означенная растяпистость воспринимается как норма. Если же герой «пушистика» вовсе не похож на растяпу, присмотритесь внимательней – вполне возможно, что он и без этого способен вызывать прямо таки приливы симпатии (но это уже высший пилотаж).
Вот, например, Малышкин из рассказа «Я тебя знаю!» – классический герой «пушистика». Тихий, скромный, незаметный, вызывающий сочувствие одной только фамилией, он как раз из тех, кто выбрался на белый свет, перед этим поплутав в складках гоголевской шинели, чеховского сюртука и прочих предметов верхней одежды классиков. «Маленький человек» третьего тысячелетия, который, тем не менее, получит свои пять минут славы – а может, даже и больше? – и, в конце концов, заживет припеваючи (пусть в рассказе это и осталось за кадром).
Кроме «Я тебя знаю», однозначно стоит отнести к «пушистикам» и лидера второго тура – рассказ «Небезнадёжен». Уступая лидеру своей группы, в авторском голосовании почти 20 баллов, он умудрился взлететь в рейтинге, стоило только начаться голосованию читательскому. «Тенденция, однако!» — сказали бы на это обитатели наших северных широт, и, мнится мне, оказались бы правы.
Не помню, кажется, на Грелке впервые прозвучал другой похожий термин – про маленькую одноногую собачку, чья задача вызывать у читателя сочувствие даже против его воли. Таковы и герои «пушистиков», разве что здесь авторы редко играют «на увечье», предпочитая упирать на близость персонажей к читателю. Согласитесь, не в каждом сидит, ну к примеру, Дарт Вейдер? Зато вот таких вышепомянутых Малышкиных на пучок легко набирается десяток, а то и полтора. А есть ещё небезнадёжный алкоголик Саня (не пугайтесь, он не из запойных) и безымянный стажер-романтик из «Серийного брака»… «Tres faciunt collegium, однако!» — сказал бы на это житель широт северных, не выпуская трубки изо рта, и я вынужден согласиться с ним. Потому как, кроме этих троих, помню множество подобных персонажей на этом конкурсе и не меньше сохранил в памяти с предыдущего. Самым ярким из них, думаю, был тот безработный учитель, имя которого мне, к сожалению, забылось. Но вот слезы, проливаемые им по поводу безвременной кончины литературы в частности, запомнились надолго.
Кончина литературы (даже в рамках одного рассказа) тема вполне благодарная, где можно неплохо растечься «мыслию по древу», да и о 3-ей фантЛабораторной я сказал хоть и много, да не всё, но – увы, пора закругляться. Ибо и так перешагнул все границы deadline.
To be, может быть, continued.