Доклад «Мифы журнала «Полдень, XXI век» (Н. Романецкий)
Журнал «Полдень, XXI век» вряд ли нуждается в особом представлении: это название как минимум слышал всякий любитель фантастики на постсоветском пространстве. Однако за годы существования вокруг «Полдня» скопилось изрядное количество мифов, догадок и всякой противоречивой информации. Правда ли, что Борис Стругацкий сам читает все рукописи? Может ли новичок напечаться в «Полдне»? По каким принципам формируется редакционный портфель? На вопросы ответит и о журнале расскажет ответственный секретарь редакции, писатель Николай Романецкий. Основные тезисы доклада:
- История создания журнала и его главные задачи;
- Принципы работы с авторами и рукописями и типичные ошибки авторов при оформлении рукописей;
- Существующие мифы о журнале и работе редакции и реальная ситуация в области ошибочных представлений;
- Ответы на вопросы присутствующих.
В 2008 году два писателя-фантаста Я. Веров и И. Минаков объявили о необходимости возрождения научной фантастики на русскоязычном литературном поле. Тогда же к ним присоединился А. Первушин, доказывающий необходимость возрождения НФ с начала века.
НФ-возрожденцы (как называют эту группу некоторые критики) полагают, что НФ является стержневым направлением в фантастике (и даже вектором преемственности), которое с одной стороны генерирует новые фантастические идеи и допущения, а с другой — может быть использовано в качестве мерила «качественности» творчества того или иного автора. Согласно этому определению, фантаст, не способный написать грамотный НФ-текст, скорее всего, пришел в жанр случайно. НФ-возрожденцы полагают, что причины утрата интереса к НФ со стороны современных российских писателей связаны прежде всего с нежеланием фантастов серьезно работать, повышать свой образовательный и культурный уровень. Новое поколение писателей, приходящих в жанр, глядя на «старших товарищей», считает такую ситуацию нормой и с самого начала не желает писать НФ, сосредоточившись на историях об альтернативных «попаданцах», космодесантниках, аномальных з.о.н.а.х. и юмористической фэнтези. Это привело к дроблению жанра, к утрате ориентиров пишущими и читающими и, как отмечает В. Владимирский, к исчезновению в России фантастики в том виде, в каком она существовала ранее и продолжает существовать в Европе и США. При этом происходит снижение литературного качества и переизбыток производства.
С самого начала своего существования НФ-возрожденцы подверглись ожесточенной критике за свою деятельность; многие из их призывов и лозунгов были превратно истолкованы и даже обращены против них. Тем не менее первые задачи, которые ставили перед собой НФ-возрожденцы, решены. Внимание фэндома привлечено к проблеме отсутствия качественной НФ. Созданы площадки для литературной учебы (фестиваль «Созвездие Аю-Даг», романный семинар в Партените — Г. Гусаков, С. Позднякова). Определились площадки для публикации новых НФ-текстов (серия «Настоящая фантастика» издательства «Снежный ком — Москва» — Г. Гусаков, журнал «Наука и жизнь» — Л. Синицына, журнал «Российский космос» — А. Первушин). Определились и направления литературной деятельности НФ-возрожденцев: Я. Веров пишет сегодня рибофанк, А. Первушин — фантастику «ближнего прицела» на стыке научной фантастики и научно-популярной литературы, М. Хорсун и Д. Федотов — твердую НФ, М. Шелли — киберпанк, Н. Горькавый — «детскую» НФ. Есть и перспектива — Г. Гусаков отмечает, что в «самотеке» всё больше приходит текстов, написанных в рамках твердой НФ и киберпанка. Читателей ждут новые интересные тексты и новые имена.
Круглый стол «Отечественная фантастика и фэндом в 70-80-90-х»
(А. Ермолаев, А. Кубатиев, Н. Романецкий)
И вот ещё одно прелюбопытное мероприятие: круглый стол, посвящённый советской и постсоветской фантастике и околофантастическим общественным явлениям. Алан Кубатиев, Андрей Ермолаев, Николай Романецкий и зашедшие на огонёк мэтры отечественного фэндома станут рассказывать о том, как оно было когда-то:
- Кто пришёл в фантастику в 70-е годы, и кто остался сейчас;
- Чем была фантастика для авторов поколения 70-х;
- Как складывался журнал «Миры», и почему он не выжил;
- Чем был и чем не был московский семинар писателей-фантастов;
- Советский фэндом в конце эпохи застоя: клубы, «Великое кольцо», первый советский конвент «Аэлита»;
- Разгром «Гелиоса» в 1983-м как последняя попытка «задавить» КЛФ-движение;
- Начало Перестройки, возникновение ВТО и «Школы Ефремова», отношение к ним со стороны КЛФ; первые попытки объединения («Совет представителей» и т.п.);
- Новые фензины и их значение;
- Первая (и последняя) Всесоюзная конференция КЛФ в Киеве (1988 год);
- Новые конвенты и премии (ИПК, Волгакон, АБС-премия, Странник, Зиланкон);
- Развал СССР, капиталлизация России, и угасание деятельности КЛФ на этом фоне;
- Место и роль семинара Бориса Стругацкого в отечественной фантастике и фэндоме (краткая история, принципы работы и внутренняя структура, нынешняя ситуация, творческие и организационные итоги работы за время существования).