Зарубежная классика must


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «irish» > Зарубежная классика - must read
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Зарубежная классика — must read

Статья написана 3 августа 2011 г. 12:06

Вот этой темой навеяло. Достала свои институтские конспекты, перетрясла на предмет списков для чтения и обнаружила, что, во-первых, они несколько короче, чем мне казалось (а какого труда стоило добывать тексты в доинтернетную пору... Тика и Новалиса я, кажется, тогда так и не прочитала), а во-вторых, содержание изрядной их части напрочь выветрилось из моей памяти. Надо бы перечитать классику свежим, не отягощенным грядущими экзаменами взглядом. В качестве памятки себе и для всех желающих выкладываю, что нашла.

Литература Древнего Египта (был у нас такой спецкурс)

«Поучение Имхотепа»

«Поучение Кагемни»

«Поучение Птаххотепа»

«Речение Ипувера»

«Поучение царя Мерикара»

«Рассуждение о науке управлять»

«Разговор разочарованного со своим Ба»

«Рассказ Синухе»

«Сказка о потерпевшем кораблекрушение»

Античность

Мифы Древней Греции и Древнего Рима (изложение Куна, Немеровского, Зелинского, Успенских — на выбор)

Роберт Грейвс «Греческая мифология» — с пометкой «обязательно»

А.А. Тахо-Годи «Греческая мифология»

Я.Э. Голосовкер «Сказания о титанах»

Гомер «Илиада», «Одиссея»

Сафо, Алкей, Анакреон, Феокрит — лирика

Эсхил «Прометей прикованный», трилогия «Орестея» («Агамемнон», «Хоэфоры», «Эвмениды»)

Софокл «Эдип-царь», «Антигона», третья по выбору

Эврипид «Медея», «Ипполит»

Аристофан «Лягушки», «Облака», «Лисистрата»

Менандр — комедии

Лонг «Дафнис и Хлоя»

Эзоп — басни

Плутарх «Сравнительные жизнеописания» (3 пары биографий на выбор)

Аристотель «Поэтика»

Плавт — комедии

Теренций — комедии

Катулл — лирика

Вергилий «Энеида», «Буколики», «Георгики»

Овидий «Метаморфозы», любовные элегии, «Наука любви», «Лекарство от любви»

Гораций — оды и сатиры

Сенека

Апулей «Метаморфозы, или Золотой Осел»

Средние века и Возрождение — списка текстов не сохранилось, а, возможно, и вовсе не существовало

17-18 века

Гриммельсгаузен «Симплициссимус»

Лопе де Вега «Звезда Севильи»

Кальдерон «Жизнь есть сон»

Корнель «Гораций», «Сид»

Расин «Федра», «Андромаха»

Мольер «Мещанин во дворянстве», «Скупой», «Мизантроп», «Тартюф»

Мильтон «Потерянный рай»

Свифт «Путешествия Гулливера»

Дефо «Робинзон Крузо»

Филдинг «История Тома Джонса, найденыша»

Стерн «Сентиментально путешествие по Франции и Италии», «Жизнь и мнения Тристрама Шенди, эсквайра»

Гете «Фауст», «Страдания юного Вертера», «Годы учения Вильгельма Мейстера»

Лессинг «Мисс Сара Сампсон», «Лаокоон»

Вольтер «Кандид»

Шиллер «Коварство и любовь», «Разбойники», «Вильгельм Телль»

Дидро «Племянник Рамо»

Руссо «Исповедь», «Юлия, или Новая Элоиза»

Лакло «Опасные связи»

19 век — романтизм

Людвиг Тик «Белокурый Экберт»

Новалис «Генрих фон Офтердингер»

Г. фон Клейст — драмы и новеллы

А. фон Шамиссо «Удивительная история Петера Шлемиля»

Гофман «Дон Жуан», «Золотой горшок», «Крошка Цахес», «Песочный человек», «Повелитель блох», «Эликсиры сатаны», «Житейские воззрения кота Мурра»

У. Блейк — поэмы, стихи

С.Т. Колридж «Сказание о старом мореходе»

Байрон «Корсар», «Каин», «Манфред», «Паломничество Чайльд-Гарольда», «Дон Жуан»

В. Скотт «Айвенго»

Ч.Г. Меттьюрин «Мельмот-скиталец»

Т.Д. Квинси «Исповедь англичанина, употребляющего опиум»

Бодлер «Искусственный рай»

Гюго «Собор Парижской Богоматери», «Отверженные», «93-й год»

П. Борель «Шампавер»

Т. Готье — новеллы

Э. По — новеллы

Н. Готорн «Алая буква», новеллы

Р.У. Эмерсон «Природа»

Г.Д. Торо «Уолден, или Жизнь в лесу»

Г. Мелвилл «Моби Дик»

19 век — реализм, модернизм

Стендаль «Красное и черное», «Пармская обитель», «Трактат о любви», «История живописи в Италии»

Бальзак «Шагреневая кожа», «Гобсек», «Евгения Гранде», «Отец Горио», «Утраченные иллюзии»

Флобер «Госпожа Бовари», «Воспитание чувств», «Простая душа», «Саламбо», «Лексикон прописных истин»

Бодлер «Цветы зла»

Диккенс «Приключения Оливера Твиста», «Жизнь и приключения Николаса Никльби», «Торговый дом Домби и сын», «Жизнь Дэвида Копперфильда», «Холодный дом»

Теккерей «Ярмарка тщеславия», «Книга снобов»

У. Уитмен «Листья травы»

Золя «Ругон-Маккары» (2 романа на выбор)

Мопассан «Милый друг», «Жизнь», новеллы

Рембо «Пьяный корабль», «Озарения», лирика

Малларме «Послеобеденный отдых фавна», лирика

Верлен, Аполлинер, Верхарн, Йетс, Рильке — лирика

Гюисманс «Наоборот», «Там, внизу»

Г. Джеймс «Золотая чаша», «Европейцы», «Женский портрет»

Уайльд «Портрет Дориана Грея», пьесы, новеллы

Метерлинк, Гауптман, Ибсен, Шоу, А. Стриндберг — пьесы

Майринк «Голем», новеллы

Дж. Лондон «Мартин Иден», рассказы

Марк Твен «Том Сойер», «Позолоченный век», новеллы

Голсуорси «Сага о Форсайтах»

Р. Музиль «Человек без свойств», «Душевные смуты воспитанника Терлеса»

Пруст «В поисках утраченного времени», «Против Сент-Бева»

Джойс «Дублинцы», «Улисс», «Портрет художника в юности»

Ницше «Так говорил Заратустра»

20 век — списки и конспекты утрачены безвозвратно

Дополнение от Hed Rushлитература конца 19 века и 20 век

Томас Гарди «Тэсс из рода д`Эрбервиллей»

Анатоль Франс «Преступление Сильвестра Ботера»

Томас Манн «Будденброки» (а надо бы добавить и «Иосифа и его братьев» — один из лучших романов, что я читала)

Генрих Манн «Верноподданный»

Ромен Роллан «Кола Брюньон»

Теодор Драйзер «Американская трагедия»

О`Генри — рассказы

Роберт Льюис Стивенсон «Остров сокровищ»

Редьярд Киплинг «Книга джунглей», стихи

Артур Конан-Дойл «Записки о Шерлоке Холмсе»

Джером Клапка Джером «Трое в лодке, не считая собаки»

Альбер Камю «Чума», «Посторонний»

Жан-Поль Сартр «Стена»

Франц Кафка «Превращение»

Луиджи Пиранделло новеллы

Джанни Родари «Чиполлино»

Эрнст Хемингуэй «Старик и море», «Прощай, оружие!»

Бертольд Брехт «Мамаша Кураж и её дети»

Эрих Мария Ремарк «Три товарища», «Триумфальная арка»

Герман Гессе «Игра в бисер»

Гюнтер Грасс «Жестяной барабан», «Кошка и мышь»

Ричард Олдингтон «Смерть героя»

Фрэнсис Скотт Фицжеральд «Великий Гэтсби», «Ночь нежна»

Уильям Фолкнер «Медведь»

Уайлдер «Мост короля Людовика Святого»

О`Нил «Любовь под вязами»

Вирджиния Вулф «Миссис Деллоуэй»

Джон Бойтон Пристли «Опасный поворот»

Антуан Сент-Экзюпери «Маленький принц», «Планета людей»

Герберт Уэллс «Остров доктора Моро»

Олдос Хаксли «О, дивный, новый мир»

Джон Рональд Руэл Толкиен «Хоббит» (а где «Хоббит», там и «Властелин колец», разумеется :))

Хорхе Луис Борхес — новеллы

Робер Мёрль «Смерть – моё ремесло»

Эмиль Ажар «Страхи Царя Соломона»

М. Турнье «Философские сказки»

П. Модиано «Утраченный мир»

Эрве Базен «Анатомия одного развода»

Франсуаза Саган «Здравствуй, грусть!»

Сомерсет Моэм — новеллы

Грэм Грин «Путешествие с тётушкой»

Джон Фаулз «Коллекционер»

Айрис Мёрдок «Чёрный принц»

Питер Акройд «Процесс Элизабет Кри»

Энтони Бёрджес «Заводной апельсин»

Джон Олдридж «Последний дюйм»

Уильям Голдинг «Повелитель мух»

Джон Оруэлл «1984»

Бел Кауфман «Вверх по лестнице, ведущей вниз» (отличная книга!)

Джером Дэвид Сэлинджер  «Над пропастью во ржи»

Харпер Ли «Убить пересмешника»

Джон Апдайк «Кентавр»

Глендон Свортаут «Благослови зверей и детей»

Кен Кизи «Над гнездом кукушки»

Доктороу «Регтайм»

Теннеси Уильямс «Трамвай «Желание»

Ричард Бах «Чайка по имени Джонатан Ливингстон»

Клиффорд Саймак «Заповедник гоблинов»

Рэй Бредбери «Марсианские хроники»

Айзек Азимов «Я, робот»

Артур Кларк «Фонтаны рая»

Курт Воннегут «Колыбель для кошки»

Генрих Бёлль — новеллы

Ирвинг Шоу «Богач и бедняк»

Патрик Зюскинд «Парфюмер», «Голубка»

Умберто Эко «Имя розы»

Алессандро Барикко «Шёлк»

Макс Фриш — повести

Габриэль Гарсиа Маркес «Сто лет одиночества»

Хулио Кортасар — новеллы

Пауло Коэльо «Алхимик»





443
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение3 августа 2011 г. 12:28

цитата irish

У. Блейк — поэмы, стихи

цитата irish

Рембо «Пьяный корабль», «Озарения», лирика
Малларме «Послеобеденный отдых фавна», лирика
Верлен, Аполлинер, Верхарн, Йетс, Рильке — лирика
:cool!::beer:

А как же другая лирика — Бодлер, Гюго, Гейне, Байрон, и т.д. 8-)
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение3 августа 2011 г. 12:56
Байрон есть, Бодлер даже два раза фигурирует в списках. По Гюго требовалось знание прозы.
Вот Гейне действительно выпал, да.

А этих французов я хоть и честно конспектировала — но так и не прониклась.
 


Ссылка на сообщение3 августа 2011 г. 13:07

цитата irish

По Гюго требовалось знание прозы.
— вот почему-то превалирует мнение, что Гюго — прозаик.
А ведь он Поэт, и в первую очередь.
Поэт, гениальный настолько, что вся его проза пропитана, лучится Поэзией. :-)
 


Ссылка на сообщение3 августа 2011 г. 13:19
Пожалуйста, пусть Гюго будет гениальный поэт, мне не жалко. :) Но «93-й год» напрочь отбил у меня интерес к его творчеству. Слишком тяжелое впечатление оставила эта книга.


Ссылка на сообщение3 августа 2011 г. 13:04
Интересный список. У меня тоже остался подобный после окончания колледжа. Наш преподаватель по зарубежке называла его «списком книг на оставшуюся жизнь».
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение3 августа 2011 г. 13:16
Я бы определила его как «минимум, дающий право называться культурным и образованным человеком». :)
 


Ссылка на сообщение3 августа 2011 г. 13:55
.

цитата irish

«минимум, дающий право называться культурным и образованным человеком»
Согласен. Кстати, сейчас посмотрел свой список — там как раз 20 век. Можно дополнить ваш, так сказать, для полноты картины...
 


Ссылка на сообщение3 августа 2011 г. 14:59
Давайте! :)
 


Ссылка на сообщение3 августа 2011 г. 15:13
Сейчас скину в личку
 


Ссылка на сообщение3 августа 2011 г. 16:16
Большое спасибо! Выложила, только пересечения со своим списком убрала. Наличие в списке Коэльо с Бахом, признаться, удивило — а Толкин и у нас был. :)
 


Ссылка на сообщение3 августа 2011 г. 16:20
Ну, Коэльо и Бах — это, как я понимаю, было нам предложено так, для расширения кругозора. Но в остальном я этим списком пользуюсь до сих пор. Пока что прочитано процентов 60, может, чуть больше, но все еще впереди...


Ссылка на сообщение3 августа 2011 г. 16:34
Списки интересные. Кое-что я бы подкорректировала:-))), как же без этого.
Томас Манн: не «Будденброки», а «Доктор Фаустус» и непременно новеллы.
Олдос Хаксли: «О, дивный, новый мир» оставить, но обязательно добавить «И после многих весён», это не менее значительная вещь.
Грэм Грин: «Путешествие с тётушкой» не обязательно, «Сила и слава» или «Монсеньор Кихот» гораздо лучше.
Мишель Турнье: «Философские сказки» сама бы хотела прочесть, а «Каспар, Мельхиор, Балтазар» — мастрид.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение3 августа 2011 г. 17:46
Нетушки, «Будденброков» я, питая слабость к семейным сагам, отсюда ни в коем случае не уберу. :Р А «Доктор Фаустус» что-то не прельщает совсем.
«Силу и славу» как раз не так давно брала в библиотеке — совсем не пошло. Никак. 8:-0

А вообще, если и корректировать, то только в сторону расширения. Вот почему нету сестер Бронте? Непорядок!


Ссылка на сообщение3 августа 2011 г. 16:59
Интересно, мало что читано из списка. Но наверное останусь безкультурной на всю жизнь, как-то все это читать не хочется.8:-0
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение3 августа 2011 г. 17:48
Ну так не читайте, не мучайтесь. Подумаешь, ярлычки тут кто-то развешивает — «культурный», «бескультурный»... ;-)


Ссылка на сообщение3 августа 2011 г. 20:29
Хоть тут предлагалась корректировать только в сторону расширения (тенденция кстати опасная — слона целиком съесть нельзя, или мясо испортится или жизнь закончится), но все таки первую строчку в разделе античности я бы вычеркнул — то же злосчастное куновское пособие для старших классов, хоть и было первой книгой по греческой мифологии в золотом детстве у многих (я из этого множества), но даже как синопсис никуда не годится, в том числе для ребенка (уж не говорю о стиле мореного дуба, в котором все это изложено).
Ну зачем современные пересказы мифов, сделанные кем бы то ни было, людям старше семи лет? А если нужен именно синопсис (для обозрения, так сказать, полного круга мифов), то лучше взять оригинально античный — «Мифологическую библиотеку» Аполлодора — суховато, но есть почти все.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение4 августа 2011 г. 18:27

цитата Вафтруднир

слона целиком съесть нельзя

Женя, ты же знаешь, что литература второго плана интересует меня гораздо больше, чем так называемые шедевры мировой литературы. :) Это во-первых. А во-вторых, составлять списки — еще не означает читать. Мне каталогизирование текстов и само по себе интересно и поучительно.

цитата Вафтруднир

«Мифологическую библиотеку» Аполлодора

Огромное спасибо за наводку. К стыду своему, про такой текст даже и не слышала.


Ссылка на сообщение4 августа 2011 г. 07:07

цитата irish

Джон Олдридж «Последний дюйм»

хоть автора узнал)
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение4 августа 2011 г. 18:28
А мне ни фамилия автора, ни название книги ни о чем не говорят. 8-]
 


Ссылка на сообщение4 августа 2011 г. 18:39

цитата irish

мне ни фамилия автора, ни название книги ни о чем не говорят.

эх, молодёжь)
фильм был снят. Фильм неплохой, но от «сквозной» песни всегда мурашки.

 


Ссылка на сообщение4 августа 2011 г. 19:39
Хроший был фильм, верно. Бассо-профундо Михаила Рыбы впечатляет всегда (редкий голос), а здесь и песня отличная.
К слову, «Последний дюйм» во время оно входил в хрестоматию для внеклассного чтения школьников.


Ссылка на сообщение4 августа 2011 г. 07:23
Голосовкер — или в 20 век или прочь. Это не античность, хотя хорошо написано.
Слишком много Диккенса, читал одно — читал всё.
Почему в этот список прокрался Борель? Его даже не цитируют.
Чем мотивирован выбор единственного романа Твена, написанного в соавторстве?
Где хоть один путешественник? Привести Борхеса и не привести Книгу Марко Поло...
Заметно отсутствие итальянцев — Мадзони и прочих кирпичей.
Вместо «Мартина Идена» из социалки можно взять что-то посолиднее — типа «Условия человеческого существования» Мальро.
Из попсовой парочки Зюскинда и Коэльо оставить, для примера, одного и тем освободить место для Кинга или Лавкрафта — хоррор не представлен.
И пометочку — «европейская и американская» литература.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение4 августа 2011 г. 18:37
На случай, если Вы пропустили предисловие и обсуждение в комментариях — эти списки составлялись не нами, а нашими с Hed Rush преподавателями. Я их просто выложила и не могу сказать, чем мотивирован выбор романа Твена. А Бореля в свое время честно читала к экзамену.

Ценю Вашу литературную эрудицию, но не могли бы Вы чуточку сбавить тон?


Ссылка на сообщение4 августа 2011 г. 20:07
irish , а какая у Вас была специльность? Потому что итальянцев и испанцев в списке действительно мало. Да и скандинавов тоже.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение6 августа 2011 г. 18:26
Учитель русского языка и литературы была моя специальность. Двумя курсами после нас начали набирать «чистых» филологов — может, у них списки были подлиннее и поразнообразнее, не знаю. Я и со своей учебной нагрузкой еле справлялась. :)
 


Ссылка на сообщение6 августа 2011 г. 19:51

цитата irish

Учитель русского языка и литературы была моя специальность.
Ясно. Вероятно, список целесообразен для анализа «русская литература в контексте мировой», и кто на кого повлиял.
Но я читала, что в 19-м веке Джакомо Леопарди был довольно популярен среди читающей публики в России. Может, стоило включить в список.

А списки обязательного чтения по русской литературе у Вас не сохранились? Если таковые были, конечно.
 


Ссылка на сообщение6 августа 2011 г. 20:29

цитата Veronika

Вероятно, список целесообразен для анализа «русская литература в контексте мировой», и кто на кого повлиял.

Программа по обеим литературам строилась строго в логике мирового литературного процесса: классицизм, просвещение, сентиментализм, романтизм и т.д. Ну не без взаимовлияний, конечно.

цитата Veronika

А списки обязательного чтения по русской литературе у Вас не сохранились?

19 век точно сохранился, но списки настолько школьно-хрестоматийные, что любой начитанный человек воспроизведет их с высокой точностью попадания.
Правда, я на второй четверти 19 века выпендрилась — рассказывала про «Былое и думы» Герцена. =))


Ссылка на сообщение4 августа 2011 г. 20:12

цитата irish

не нами, а нашими с Hed Rush преподавателями
И... не подлежат обсуждению? Для чего-то Вы их, все же, выложили?

цитата irish

чуточку сбавить тон?
:-(

цитата irish

А Бореля в свое время честно читала к экзамену.
Верю. Как, проходит по разряду обязательного чтения для ходивших на другие экзамены, или нет?
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение6 августа 2011 г. 18:35

цитата ааа иии

И... не подлежат обсуждению? Для чего-то Вы их, все же, выложили?

Эти списки — выложила просто так, чтобы были под рукой и на случай, если вдруг кому еще пригодятся. А обсуждать будем другие списки, которые я сама, надеюсь, когда-нибудь в будущем составлю. :) Но я тогда сверху так и подпишу — «подлежит критике», ок?)

цитата ааа иии

Как, проходит по разряду обязательного чтения для ходивших на другие экзамены, или нет?

*мрачно* Это обязательное чтение для любителей всяческого извращения и декаданса. Мне «Шампавер» совершенно не понравился, как, впрочем, и Квинси, и Бодлер, и Готье. Но, с другой стороны, один раз для составления собственного суждения прочитать можно даже Коэльо.
 


Ссылка на сообщение6 августа 2011 г. 19:48

цитата irish

Но я тогда сверху так и подпишу — «подлежит критике», ок?
Лучше бы сейчас — «не подлежит»;-).
 


Ссылка на сообщение6 августа 2011 г. 19:56

цитата irish

Это обязательное чтение для любителей всяческого извращения и декаданса. Мне «Шампавер» совершенно не понравился, как, впрочем, и Квинси, и Бодлер, и Готье.
Странно, Теофиль Готье вроде не декадент, скорее — скептик с романтическим уклоном. Гюисманс — это да, классика декаданса.
 


Ссылка на сообщение6 августа 2011 г. 20:17
Готье я перечислила в ряду не понравившихся, а не в ряду декадентов. :) Хотя, если уж совсем честно, он напрочь стерся из моей памяти. Обложку смутно помню, а содержание — хоть убей.


⇑ Наверх