Еще один текст из серии "Сталкер". Та же зона, те же зомби — вид в профиль. Те же достоинства и недостатки проектной литературы, что и у Лазарчука. Причем аналогии с каноническими сюжетами в живописи напрашиваются все более явно. Это ведь тема для отличной большой статьи или даже для монографии — сравнение стандартного и оригинального в творчестве авторов проекта "Сталкер" с вариациями холмсианы, с вариациями вестерна, с вариациями галантного жанра 18-го века в живописи... Единичное, особенное и всеобщее...
Автор не стал изобретать велосипед, а взял достаочно распространенный сюжет с амнезией, с двойниками, с обретением и утратой самого себя (аналогии с "Сердцем ангела" проводятся в тексте совершенно открыто). И основной упор был сделан на байки, истории, длинные анекдоты, анекдоты сложные, были, искрометные шуточки, сцены знакомства, корокие выяснения отношений (порой и без стрельбы), воспоминания. Словом на орнаменталистику текста, на дух и стиль.
Что хорошо:
- отличное чувство юмора автора. Проявляется не с самых первыхс траниц, но после сцены с "представлением" майора в сталкерском баре — никаких сомнений не возникает — это текст отличного юмориста. И в этих "завитках", имхо, основная ценность книги;
- герои живые и... все;
- развитие сюжета и кульминация. История выписана гладко, к финалу все идет, как к моменту сборки хорошо отлаженного часового механизма. Яркого финала при этом нет, но сказать, что автор обманул читателя — невозможно;
- некоторые описания местности/гостиниц/психушек — порой удаются настолько реалистично, что возникают ощущения присутствия.
Что плохо:
- по большому счету, по гамбургскому, так сказать — скучновато. Если Лазарчук попытался вдохнуть в игрушку некую ТАЙНУ (другой вопрос, насколько удалось), то здесь торжествует обыденность в её серовато-неприметном варианте, причем она заявляет о себе почти с самого начала и потом не отпускает. Такое впечатление, что читаешь текст, сидя в номере той самой гостиницы, где шгерои ощущали экзистенциальную, невыразимую тоску командировочного. "Ночь, улица, фонарь, аптека" — "Сталкер, деньги, контейнер, хабар";
- эти самые живые герои, они опять-таки несут в себе колоссальное противоречие: с одной стороны уютный бар, все друг друга знают, разговоры в стиле "Кабачок 13 стульев", и при этом — практически тотальный разброд и шатание с подозрениями в убийствах, реальными убийствами и подставами. Не сходится этот уютный бар с Зоной. Слишком большая должна быть в Зоне текучка кадров, чтобы возник такой бар;
Итог: да, еще одна неплохая, добротная книжка, еще одна история некоего человека-феномена. Может быть через полгода мне вспомнятся из неё пара шуток, модет быть останется образ одного из героев. Для рядовой книжки вполне неплохо.