5 книги недели


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «baroni» > 5 - книги недели
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

5 — книги недели

Статья написана 2 июля 2011 г. 22:05

Затишье и сон в московских книжных... Новинок нет... Нет, вернее будет сказать — интересных мне новых книг почти не попадалось за прошедшую неделю. Но кое что удалось наскрести.

Харуки Мураками. 1Q84 (ЭКСМО)

Новый роман японского писателя Харуки Мураками «1Q84» о любви мужчины и женщины, сталкивающихся с религиозной сектой, выйдет в начале июля. Третий том еще не вышел на русском, но, как и в японской версии, первые две книги могут читаться как самостоятельный двухтомник, сообщает РИА «Новости» со ссылкой на переводчика книги Дмитрия Коваленина. Японцы смели весь первый тираж, и на родине автора уже запустили переиздание. И это при том, что, по замыслу Мураками и издателя, ни перед выходом книги, ни после не было рекламной кампании.

«Это роман о любви мужчины и женщины. Они пересеклись в 11 лет в очень сложный для них обоих момент и обменялись рукопожатием, которое потом станет некой точкой отсчета всех их действий и поступков. Когда им уже по 30 лет, воспоминание об этом рукопожатии постоянно бьет им на подкорку и заставляет совершать какие-то необъяснимые действия», — рассказал переводчик Дмитрий Коваленин, который сейчас как раз работает над третьей частью произведения.

Про новый роман Мураками уже писали на ФЛ, в том числе и авторских колонках (читал отзыв коллеги Sfumato). Что ж, Украина, как всегда, обгоняет Россию. Остается только позавидовать укаинским читателям и порадоваться за украинских издателей.

В России «единый день продаж» нового романа Мураками 5 июля. Но мне удалось не только заполучить две книги романа. но и прочесть первую.

Что сказать? Пока не прочту вторую книгу — не буду давать никаких оценок или рекомендаций. Скажу только, что  1Q84  — первый роман Мураками, прочитанный мною не без некоторого удовольствия. Повторю — я не готов, пока не прочитана вторая книга, анализировать художественные достоинства и недостатки  1Q84. Предметно можно будет говорить, когда прочитаю вторую книгу.

Россомахин А. А., Хрусталёв Д. Г. Вызов Императора Павла или первый миф XIX столетия (Европейский университет)

Еще одна интереснейшая новинка от издательства Европейского Университета в Санкт-Петербурге.

Книга посвящена аспектам международных отношений эпохи Павла I. Впервые детально рассматривается беспрецедентный вызов на поединок, который русский император бросил всем монархам Европы. То, что воспринималось современниками и потомками как признак сумасшествия, неожиданно предстает как тонкая игра «русского Гамлета», игра, оборвавшаяся в ходе дворцового переворота. Впервые собраны и воспроизведены антипавловские сатирические гравюры, дан подробный комментарий. В приложениях представлен анализ десяти вариантов перевода «дуэльного вызова» императора Павла, публиковавшегося в европейской прессе, дан указатель антипавловских карикатур, а также аннотированный каталог всех карикатур, изображающих павловскую Россию в образе Русского Медведя. Книга содержит 80 иллюстраций, часть из которых публикуется впервые.

Кратковременное правление Императора Павла Петровича (всего четыре года, четыре месяца и четыре дня!), сама тайна его личности «русский Гамлет», «Дон-Кихот на троне» — так называли Павла Петровича современники), и, конечно, загадки, связанные с его убийством, привлекают внимание историков уже более двух веков, прошедших с ночи на 12 марта 1801 г. — ночи мученической кончины Императора.  Мифы о «самодуре на троне», «деспоте и тиране», «гонителе Суворова» стараниями современных историков Пескова, Оболенского, литературоведа Стрижева уходят в прошлое. Наполеон, высоко ценивший русского Императора, уже будучи в ссылке на острове Святой Елены, заметил лечившему его англичанину Меара: «Если бы Павел остался жив, вы бы потеряли Индию… И я не оказался бы здесь». Любопытно, что  в начале 1920-х гг., когда в Советской России развернулась кампания по вскрытию святых мощей и гробниц (в июле 1920 г. вышло постановление СНК «О ликвидации мощей во всероссийском масштабе»), в Петропавловской крепости были вскрыты царские гробницы. Вот как отразился данный эпизод в дневнике П.Е. Ковалевского, современника описываемых событий (запись от 12 июня 1922 г.): «Украли серебряный гроб Анны Иоанновны, взяли драгоценности из гробницы Екатерины II… Гроб Павла I солдаты отказались вскрывать, т.к. «он святой»(!)».

В новой книге петербургские историки Россомахин и Хрусталев в деталях исследуют сенсационный жест императора и показывают, что его поведение строилось по канонам художественного текста. По иронии судьбы датским посланником при петербургском Дворе  был дипломат по фамилии Розенкранц, что придает особую остроту «гамлетовской» интриге...

Леонид Зорин. Нулевые годы (НЛО)

Классик советской драматургии («Медная бабушка», «Покровские ворота») последнее время пишет прозу – яркую, парадоксальную, лишённую какой-либо дряблости.

В сборник Л. Зорина, вышедший в издательстве НЛО, вошли произведения последних лет — роман, повести, рассказы, впервые публикуемые дневниковые записи. По словам Д. Быкова, «…Зорин остается едва ли не единственным советским и постсоветским литератором, которого на всем протяжении его биографии не интересовали ни социальные утопии, ни мрачные антиутопии, ни отвлеченная метафизика. Его интересовал только человек со всеми его слабостями и противоречиями...».

Анатолий Найман.  Славный конец бесславных поколений. (АСТ)

Переиздание мемуарной прозы поэта А. Наймана.

Анатолий Найман (р. 1936), известный поэт, мемуарист, прозаик, рассказывает о своем поколении — и не только о нем.

«Анна Ахматова, Иосиф Бродский, Белла Ахмадулина, Булат Окуджава, Сергей Довлатов, Олег Ефремов, Василий Аксенов …

Это не мемуары. Это не вспоминаешь и никогда не вспоминал, это знаешь, это сразу было дано тебе не на память, а на знание. «Шум времени», «Охранная грамота» — не воспоминания. Когда передаешь это голосом, в разговоре, — текст один; когда записываешь — другой… Все поколения родятся бесславными, но некоторые славно кончают свой срок…" — Анатолий Найман.

«Славный конец бесславных поколений» представляет собой тип писательской автобиографической прозы, в которой совпадают автор и повествователь, а на первый план выдвигается характеристика поколения, к которому он принадлежит. Повествование ведется от первого лица, что обеспечивает достоверность рассказываемого, сопряженную, конечно, с субъективностью и неполнотой изображения: автор-повествователь говорит лишь о том, что он видел, слышал, знает и пытается объяснить.

Орсон Уэллс, Питер Богданович. Знакомьтесь, Орсон Уэллс. (Rosebud Publishing)

Первая публикация на русском языке знаменитой серии интервью, которые Питер Богданович брал у Орсона Уэллса на протяжении их 20-летней дружбы. Величайший американский кинорежиссер Орсон Уэллс в этой книге раскрывается как яркий и увлекательный собеседник. Человек многочисленных талантов — актер, художник, писатель и постановщик — подробно рассказывает о своей жизни, карьере в Голливуде и в Европе, а также о своих мечтах и увлечениях, магии кино и духе первооткрывательства. По словам Уэллса, «долг режиссера — только один… Он должен в каждой сцене открывать америку».





304
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение2 июля 2011 г. 22:48
Мураками вроде даже 3-томный.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение2 июля 2011 г. 23:16
третий, кажется, на подходе...


Ссылка на сообщение3 июля 2011 г. 00:48
Уэллс занимательный, конечно. Буду думать. Сейчас совсем на нуле.


Ссылка на сообщение3 июля 2011 г. 02:06
Третий том Мураками уже начинал читать, это невозможно. Первые два немного лучше были, хотя к концу второго уже со скрипом шло...
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение3 июля 2011 г. 07:32
Жаль, если так. Первый у меня очень хорошо пошел — я сам даже удивился такому неожиданному повороту моих отношений с прозой Мураками (смайл)


Ссылка на сообщение3 июля 2011 г. 10:42
Как Вы, все таки, хорошо, завлекательно обо всем этом пишете! Так и тянет, вопреки рассудку, бросить все и побежать в магазин. А уж что издается, то издается, это не Ваша вина.


⇑ Наверх