Ответвление ефремлянской


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Цефтриаксон» > Ответвление ефремлянской ветки обсуждений. Личное-уютное.
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Ответвление ефремлянской ветки обсуждений. Личное-уютное.

Статья написана 28 июня 2011 г. 11:44

Вряд ли кого интересует, но всё ж напишу.

В теме неоднократно писали о важности и нужности таких понятий как интерес, энтузиазм. героизм в столь важном деле как познание человеком вселенной и самого себя.

С этим трудно спорить. Да и не нужно. Одно НО.

Экзальтация, гипертрофированный энтузиазм, воспевание голого героизма в отрыве от его причин и следствий — подменяет задачу процессом.

Вместо познания — получаются алтари науки. Где главное не знания, а эмоциональный накал процесса.

Когда о таком читаешь — это может быть интереснее, чем занудное описание реальной научной работы. По настоящему вызывающее эмоции лишь у тех, кто в теме.

Это у физика новость о бозоне Хиггса вызовет множественные оргазмы. Обывателю, пусть даже и с типа как высшим образованием и опытом чтения ТА в детстве  — нужны в нагрузку к новости ещё и бульварные приправы, вроде обещания появления «микроколлапсара (тм)".

Вот потому и вызывает у меня вся тема ИАЕ такое раздражение. Причём не сама по себе. Ну какие претензии могут быть к Ефремову?

Исключительно к тем картинам, которые получаются от преломления его «света» в головах читавших. Которые находят в этом спасение от вполне бытовых проблем и недовольства окружающей действительностью. Эскапизм худшего толка. Деятельный, активный, горячечный эскапизм. По накалу сравнимый с религиозной экзальтацией.





211
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение28 июня 2011 г. 13:02
Так слушайте: любое фан-движение — это форма эскапизма. В той или иной мере. Просто накал этого самого эскапизма зависит от воспитания каждого из фанов и общего культурного уровня целевой группы. «Ефремовцы», к сожалению, очевидно прямолинейны и несколько погружены в прошлое. Даже не так, не в прошлое, а в его идеализированный слепок. Идеализированный по калькам Мэтра.
Уважаю Ефремова, но с ветки я ушёл. Да и не писал там особо, насколько помню...
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение28 июня 2011 г. 13:07
Я вроде так и сказал :) Просто более косноязычно сумбурно.

Но интересно же докопаться до причин именно такой деформации восприятия.
 


Ссылка на сообщение28 июня 2011 г. 14:27

цитата Цефтриаксон

Но интересно же докопаться до причин именно такой деформации восприятия

Может, это такой поиск метасмыслов? В зависимости от мировоззрения удовлетворяется религией, эзотерикой и всеми существующими их разновидностями и сочетаниями. ( Агностицизм туда же). Не зря агнийога постоянно упоминается в связи.
А вот для коммунистов-атеистов «обычный» способ неприемлим. А Ефремов с элементами принципиальной непознаваемости ( смотрите как часто упоминается «они совсем другие и мы никогда их понять не сможем, только равняться») вполне подходит.
Есть подозрение, что если бы в произведениях вся фактология, включая способы формирования психологии героев была детально и более-менее аргументировано прописана, этого эффекта непознаваемости и возвышенности не было бы. Книг этих, впрочем, тоже.
 


Ссылка на сообщение28 июня 2011 г. 14:48

цитата aznats

Есть подозрение, что если бы в произведениях вся фактология, включая способы формирования психологии героев была детально и более-менее аргументировано прописана, этого эффекта непознаваемости и возвышенности не было бы. Книг этих, впрочем, тоже.

Были бы другие книги:) Ведь столько тысяч лет предшествующих не раскрыты.
Но ТЕХ книг — и правда не было бы.

PS: получается что степень «неопределённости» предыстории утопии — даёт степень вовлечённости в неё не разумом, а эмоциями? Я правильно понял?
 


Ссылка на сообщение28 июня 2011 г. 15:49

цитата Цефтриаксон

получается что степень «неопределённости» предыстории утопии — даёт степень вовлечённости в неё не разумом, а эмоциями?

Не совсем, наверное. Здесь дело все-таки не в неопределенности, а именно в принципиальной непознаваемости. Непонятно и нельзя вытащить вообще ни как мир может функционировать, ни как люди такие получились. Как это работает. Механизмы не описаны, а додумываемые то ли неизвестны, то ли неизучены. Опыту вроде противоречат.
У АБС такого эффекта нет- там можно прикинуть и что и как с обществом получилось, и что с людьми ( и почему). Никакого мистицизма.
И плюс ( к Ефремову возвращаюсь) еще образ идеального задан. Без механизмов. Просто декларировано что должно так и так быть.
Не уверена, что это именно вовлеченность эмоциями а не разумом. Скорее непреодолимо притягательная игрушка- красивая блестящая задачка без решения или имеющая множество решений, что-то такое. Фокус в том, что если взялся играть, то правила частично устанавливаешь сам. И смыслы задачи тоже. Очеь приобщает к высшему вселенскому разуму ( знаю,что это его проявления, а не просто тут красным сверкнуло).

Я невнятно очень, звиняюсь. Не соберу четко в голове пока. 8:-0

(Дописано. )
Скорее так, там где нет и невозможно полное понимание, остаются три варианта
Раздербанить все и объявить неаргументированной бредятиной все скопом
Принять как есть, как неопределенность, без дальнейших выводов
Поверить. С большой буквы. Как в откровение.

Похоже?
 


Ссылка на сообщение28 июня 2011 г. 16:13

цитата aznats

Просто декларировано что должно так и так быть.


кстати да. Тогда не думающий — просто примет как постулат.
Думающий — завязнет ещё глубже. Так как завлечённый утопичностью бьющей в самое сокровенное (иначе какая это утопия) он сам выстроит систему доводов и объяснений и тем самым полностью утеряет критичность.

Если верующий — может претерпеть кризис веры и потерять её/сильнее утвердиться.
То такой вот «думающий» будет сам себя сваливать обратно, даже в случае несоотвтетвия утопии — доводам внешней логики.
 


Ссылка на сообщение28 июня 2011 г. 16:52

цитата Цефтриаксон

Думающий — завязнет ещё глубже. Так как завлечённый утопичностью бьющей в самое сокровенное (иначе какая это утопия) он сам выстроит систему доводов и объяснений и тем самым полностью утеряет критичность.

Похоже. Но это и с религией и с эзотерикой бывает, кстати. То, что для невовлеченных- потеря критичности, для вовлеченного доказательства истинности веры ( в широком смысле). Интересно, отношение к Ефремову Чигиринской (описанное ей в теме) тогда говорит о возможности такого кризиса и «потери веры» и тут.
Но главное, все вроде довольны. :-)
 


Ссылка на сообщение28 июня 2011 г. 16:54

цитата aznats

Но главное, все вроде довольны.

Это да :)

А тема-то кажется на пятый или седьмой круг пошла...
я её в своё время как отдельное худ. произведение читал ))
завязка, кульминация, бог из машины. Все дела.
 


Ссылка на сообщение28 июня 2011 г. 16:59

цитата Цефтриаксон

А тема-то кажется на пятый или седьмой круг пошла...

А это не особенность всех тем? Ну, при достаточном количестве времени и вливаний? :-)))

цитата Цефтриаксон

я её в своё время как отдельное худ. произведение читал ))

Я так до сих пор где-то так и читаю. И АБС сюда же. Такой реалити-сериал.
( В обсуждение не лезу ввиду некомпетентности, закидают помидорами сразу )
 


Ссылка на сообщение28 июня 2011 г. 17:06

цитата aznats

Такой реалити-сериал.
( В обсуждение не лезу ввиду некомпетентности, закидают помидорами сразу )


зато будут свежие ОВОЩИ! )

или ягоды?
 


Ссылка на сообщение28 июня 2011 г. 17:11

цитата Цефтриаксон

зато будут свежие ОВОЩИ!

Блииин! Как же я так..

( Задумчиво. А клубникой свежей, интересно, могут? Хотя с монитора только кашу собрать получиться... Пойду обдумывать вариант плодово-ягодного обогащения. )
 


Ссылка на сообщение28 июня 2011 г. 17:19
Клубникой могут :) но это уже из совсем другой оперы.

И скорее всего она будет с взбитыми сливками... Что не для всякого фруктового салата подходит ))
 


Ссылка на сообщение28 июня 2011 г. 17:37

цитата Цефтриаксон

И скорее всего она будет с взбитыми сливками... Что не для всякого фруктового салата подходит

Я не фруктовый салат. Для меня вполне подходит. :-)))
 


Ссылка на сообщение28 июня 2011 г. 17:46

цитата aznats

Я не фруктовый салат. Для меня вполне подходит.

Убедительно!


⇑ Наверх