«Я, дракон». Сборник фантастических рассказов. Издательство «Фантаверсум», Москва, 2011.
http://fantlab.ru/edition61348
Перед нами необычный сборник. Посвященный классической, даже заезженной теме — драконам, — он объединяет двадцать четыре оригинальные истории, совершенно, ну ни капельки не похожие друг на друга. Как составителям это удалось?
В аннотации редактор кратко пробежалась по всем свойствам фантастических звероящеров, которыми с энтузиазмом наделяют их авторы. Драконы подобны людям: они сидят в Интернете и возделывают дачный участок. Они легкие и разноцветные, словно бабочки. Они такие, как мы привыкли о них слышать: огромные, летающие и «пылкают» огнем. А еще они проводят финансовые операции и заменяют собой грузовую авиацию.
Очевидно, что большое влияние на творчество молодых писателей оказала фэнтези-литература, вот уже больше двадцати лет неизменно пользующаяся читательским спросом. Миры Толкиена и Мартина, Перумова, Ле Гуин, возможно, Энн Маккефри и многих других драконьих знатоков оставили отпечаток — но лишь едва заметный. Автор каждого рассказа создал собственный образ, неповторимый сюжет.
Все фантасты антологии мало известны, либо известны только в Сети. Лишь у трех из них — Гавриленко, Гридина, Лобачева есть изданные романы. У некоторых, таких как Бортникова, Гофри, Губарев, Корниенко, Пыхачев неоднократно выходили рассказы в сборниках и периодике.
Большинство авторов тяготеют к фэнтези, в том числе к юмористическому — классическому и городскому — к этому направлению можно отнести две трети, а точнее, семнадцать рассказов. Оставшиеся семь произведений смогли избежать общей участи. «Оттепель» — космическая фантастика, «Звероящер и дым» — своеобразная альтернативная истории ,«Та самая женщина» и «Высший императив» претендуют на НФ, «Ледяные драконы», единственное стихотворение — баллада. Что же касается текстов «Водопады Небесной страны» и «Жил-был у бабушки» — они вообще балансируют на грани нефантастики. Скорее, это нереалистическая проза.
Кто-то сделал дракона главным героем, другие — персонажем второго плана. Некоторые вообще отвели ему место в антураже, поручили создавать атмосферу, придавать миру произведения характерные черты. В декорациях современности и условного средневековья, другой планеты и просто сказки авторские драконы дышат, парят, любят, принимают решения, изобличают преступников и улаживают семейные конфликты.
Возьму на себя смелость сказать, что проходных рассказов в сборнике нет: чувствуется скрупулезная работа придирчивого редактора. Язык, стилистика — на уровне, в идейности тоже не откажешь.
Что же общего у этих текстов, почему именно они попали под одну обложку? Авторы изо всех сил избегают стереотипов, пытаются рассказать то, чего мы, читатели, еще не слышали, либо представить известные истины в новом свете. Так появляется, например, герой-дракон, победитель Георгия Бедоносца или драконы, устраивающие гладиаторские бои в паре с рыцарями.
Несмотря на любовь к фэнтези, авторов трудно обвинить в эскапизме. Они не уходят от реальности: наоборот: реализм активно вторгается в придуманные миры, придавая им тем самым черты социальной фантастики.
В сборнике три раздела. Их названия, соответствующие одному из рассказов в подборке, четко отражают тематику. «Да обретет крылья» — о различных метаморфозах, становлении, преодолении себя. «Высший императив» — движущая сила, диктующая правила игры и жизни. Ну и «Повседневная жизнь драконов» говорит сама за себя.
Название серии тоже явно выбрано неслучайно. «Красная книга Вселенной» словно намекает: драконы существовали, не сомневайтесь. А возможно, они есть и сейчас.
«Я, дракон» — дебютная книга молодого издательства «Фантаверсум». И можно предположить: редакция намерена шагать в ногу со временем, отражать действительность в соответствии с интересами современного читателя, но при этом не идти у читателя на поводу, предлагая легко перевариваемый ширпотреб. Пожалуй, у «Фантаверсума» есть потенциал вести читателя за собой.