Очень любопытную трактовку нового сборника В. Пелевина дает питерский журналист Юрий Нерсесов:
Последний сборник рассказов и повестей Виктора Пелевина не стал откровением, но кривые рожи обитателей Кремля отразил исправно.
Поклонники писателя Пелевина плюются: «Прощальные песни политических пигмеев пиндостана» плоховаты! Пошлая пародия первых пелевинских произведений. Писатель позабыл продвинутый психологизм. Погряз посреди плоского пофигизма. Продался путинским подпевалам — подонок!»
Интересно, а чего они хотели? Разъяснения смысла жизни или рецепта, как обустроить Россию? Вроде ни в чём подобном автор до сих пор не замечен, а потому выдал традиционную сатиру, украшенную постмодернистскими завитушками. Бойкую, ядовитую, но очень жёстко привязанную к месту и времени событий, что, несомненно, скажется на долговечности интереса читателей. Лет через двадцать мало кто вспомнит замглавы администрации президента РФ Владислава Суркова, владельца компании «Access Industries» миллиардера Леонарда Блаватника или главного поставщика элитной девчатины в койки российских олигархов Петра Листермана, а связанные с их образами приколы придётся осознавать с помощью подробных примечаний. Только так сейчас можно в полной мере оценить, например, древнегреческие комедии Аристофана или написанный в начале прошлого века сербский политический памфлет «Страдия», который, по отзывам современника, нанёс режиму короля Александра Обреновича «самый тяжелый удар, какой только мог быть нанесен».
Это ни хорошо и ни плохо — просто жанр такой. Любая злободневная сатира со временем теряет часть заряда. Многие ли поклонники «12 стульев», хихикая над модернистской постановкой гоголевской «Женитьбы» и поэмами о многострадальном Гавриле, сейчас осознают, что это стёб над Мейерхольдом и Маяковским? Ударная волна от «Прощальных песен» схлынет ещё раньше, но сейчас каждое слово из выступления параллельного Суркова перед набранными дублем Листермана девицами бьёт прообразу точно по гениталиям...
Полностью: http://www.apn-spb.ru/publications/article4191.htm