Возможно, я всех уже достала с этими сказками. Возможно, вы уже и сами догадались, о чем многострадальная «Курочка». Но остановиться сложно. И, как и раньше, продолжение, вернее, окончание вот этого отрезка, следует
Так вот интересная вещь такая. Девушка дает – она добрая. Но это мы сейчас говорим, что она добрая. А в древности знали, что она посвященная. Она знает, как вести себя. И она отдает часть каши мыши. Мышь поедает кашу. А мышь – медиатор. И она трикстер.
Получив пищу ритуальную, оживляющую пищу… Чем мышь опасна, кстати? А тем, что она и там, и здесь. Она и в царстве мертвых, и в царстве живых. И как, кому на руку она будет действовать – неизвестно. Но здесь девушка воздействует на нее ритуально. И тогда приходит медведь. И медведь предлагает девушке поиграть с ним в жмурки. В известную игру, в которую вы все играли. И вы, наверное, знаете арго музыкантов. Вы знаете, что на языке музыкантов значит «жмурик»? Лабать жмурика – это играть на похоронах. Жмурик – это покойник. Знаете, что такое игра в жмурки? Это игра в смерть или игра со смертью. Между прочим, у одного из играющих в жмурки завязаны глаза. А смерть – она слепа.
Между прочим, вот вы все воспитаны, ну в какой-то степени, это я зря попрекаю, конечно, стыдно мне, стыдно, но вы в какой-то степени воспитаны на Эдипе. Вы помните, чем кончается история Эдипа? Он же выкалывает себе глаза. Вы знаете, выколоть себе глаза, то есть ослепнуть – это равносильно смерти. Слепота равна смерти. Между прочим, баба Яга, которая владетельница леса, животных, инициаций и смерти тоже, она слепая. Помните, когда приходит герой, она говорит: «Фу-фу, русским духом пахнет». А почему? Да она не видит ни фига. Она ориентируется по запаху. А почему она слепа? Потому что она – смерть. Смерть вообще слепа.
Так вот, во время игры в жмурки, вы играли все в жмурки, и вы помните психологически эту игру. Ну что в ней страшного? Выбирается ведущий, ему завязывают глаза, и он как бы умирает. Живые уворачиваются от мертвеца, который старается их захватить. Что ждет захваченного? Да ничего страшного – ему тоже завяжут глаза, и он тоже будет всех цапать и лапать. В детстве мы испытывали ужас перед человеком с завязанными глазами? Он же истерику иногда вызывает, да? Абсолютно знакомый человек, абсолютно нестрашный человек. И все прекрасно знают, что он никого не укусит и не ущипнет. Но это – ужас. Это правильно. Это смерть. Любая игра – это имитация ритуала. А ритуал – это имитация представления о жизни и смерти. Потому что жизнь и смерть всегда идут вместе. И жизни без смерти не бывает. В сознании человека. Да, биологически смерти нет. Есть жизнь, есть процесс умирания. И смерть, как оппозиция жизни, как нечто, обратное жизни – она не существует. Но в сознании человека все не так. В сознании человека существует мир жизни, мир живых, и мир смерти, мир мертвых. И он такой же, как мир живых, только наоборот. То, что у нас со знаком плюс, у них со знаком минус. И все время жизнь идет на грани со смертью, и все время идет переход туда-сюда, туда-сюда. Он затруднен, он связан с ритуалами. И все ритуалы, все буквально, а с ними вместе и праздники, потому что ритуалы происходят одновременно с праздниками, они все на грани жизни и смерти. Вы знаете, похороны – это праздник. Пир, цветы, жертвы… Когда-то – пляски и соревнования. Еда и питье.
Посмотрите, что здесь происходит. Кто такой медведь? Тотем. Это тотемный зверь, это предок, животный пока еще, зооморфный. Он приходит в избушку, в определенное место. И он предлагает милую такую, интеллигентную игру. Поиграем в смерть. Ставка – жизнь. И он играет с девочкой в смерть. Надо его переиграть. Что здесь происходит? Обряд инициации. Это обряд приема в люди. Из обряда инициации существовало два выхода – жизнь или смерть. Буквально смерть. Надо было доказать, что ты человек. И она переигрывает его, потому что ей помогает мышка. Потому что мышка играет на ее стороне. Мышка бегает, отводит медведя, звенит в колокольчик. Помните, да?
Она побеждает. Утром медведь признает ее победу. В обряде инициации она должна что получить? Статус взрослого первобытного человека, магическую силу и право взрослого человека. Право на брак, право на слово. Знаете, что такое «отрок»? Это тот, кого отрекли от речи. А взрослым человек становится, когда он перестает быть отроком и может произносить речи на собраниях рода и племени. Если она становится взрослой, получает ритуальные татуировки, ритуальные знаки – становится взрослой женщиной. Во что это превращается потом? Конечно, в поздний момент, когда забыто уже, что такое инициация, и отъезд в лес на такие странные мероприятия объясняется, причем, совершенно неадекватно как будто, с первого взгляда, злой мачехой, ее происками, строится целый детективный сюжет – заменяется мотивировка. И здесь она получает шикарное приданое. То есть опять-таки становится взрослым человеком, а шикарное приданое открывает путь к чему – к престижному браку. Естественно, на ней женится самый лучший жених. Кстати, это связано с трудовым операциями – она там приходит прясть. Чудом все спрядено, чудом у нее появляется шикарный сундук с приданым, чудом он набит там еще и золотом. Тоже очень поздние мотивы. Хотя, с одной стороны, очень древние. Она получает лошадей, все прочее, медведь ее провожает.
А потом приходит отрицательная девочка, ведет себя неправильно, не дает ритуальной пищи медиатору и вообще не соображает, скотина, где находится. Она не понимает, что это место инициации, что надо доказать, что ты человек и не боишься смерти. В древнейшем варианте ее медведь разрывает. В более позднем – конечно, он выигрывает, но не разрывает ее, а дарит ей анти-приданное и позорит. И она, если и выйдет замуж, то за дурака какого-нибудь и урода. А нормальный жених ей уже недоступен. И престижного брака у нее не будет. Вот так здесь все происходит. Понятно, какую роль здесь мышка играет?
Теперь ясно, почему дед и бабка, которые набросились с звериным каким-то инстинктом на бедное-несчастное золотое яичко, а мы выяснили – почему набросились: потому что это знак смерти, не смогли сломать – сломала мышка. Они рыдают, вся природа вообще распадается на составные элементы. Социум, представленный семьей попа, сходит с ума и распадается. Почему? А потому что, а кто его знает, что значит – когда мышка разбила яйцо. Она же медиатор и трикстер. Она может принести и добро, и зло. Но потом появляется курочка Ряба и говорит: не беспокойтесь, зла не будет. Вот вам простое яичко. Но даже сейчас это грошевая вещь – простое яичко. Ну чего радоваться ему? А потому что это жизнь.
Итак. Если смотреть с той точки зрения, с которой я вас провоцировала, то сказка «Курочка Ряба» — это сказка, не имеющая никакого смысла. Это некий рассказ о человеческой глупости, тупости, дебильности и вообще о деде и бабке, которые глубокие маразматики и идиоты. Истолковать как-то этот текст невозможно. Он существует просто так – чем бы дитя не тешилось. В действительности же, прочитав, вот как мы прочитали, мы видим, о чем эта сказка. Это о жизни и смерти. Это о социуме и жизни вообще, о том, как складываются обстоятельства жизни у человека. И о борьбе человека и человечества со злостью. И в какой-то мере, если говорить вашим языком, о рисунке эмоционального переживания человека всей этой жутковатой системы. Ну примитивное, конечно, переживание: человек пугается, борется, впадает в отчаяние, спасается, радуется жизни, ликует. Это о жизни и смерти. О спасении и гибели.
Между прочим, «Одиссея» Гомера про это же. «Божественная комедия» Данте про это же. «Евгений Онегин» про это же. «Преступление и наказание», «Идиот» Достоевского – все про это же! Все искусство про это же. Про балансирование человечества на грани жизни и смерти и про эмоциональный рисунок всего этого. Найдите мне хоть одно произведение, которое было бы про другое.