Любой нормальный авантюрный роман должен начинаться с погони. Одни убегают, другие догоняют. Кто хоть раз в жизни догонял или убегал, или хотя бы сдавал экзамены по физкультуре, знает, что человек в среднем движется со скоростью пять километров в час. А бегун передвигается несколько быстрее, даже если у него сбило «дыхалку». Конечно, каждый нормальный парень знает, что держать темп погони больше пятнадцати минут человеку нетренированному — это подвиг. Но ведь воры бегают по мегаполису, стараясь скрыться в проходных дворах. И это для авантюрного романа не может быть началом.
Нормальному писателю, который делает стандартный роман, непременно состоящий из клише и заселенный архетипами, непременно нужна погоня мерзких злодеев, которые не чистят зубы и не моют на ночь ноги, за супер-пупер благородным чуваком, желательно дворянином: графом или маркизом, бароны — канают меньше, а уж простолюдины — не котируются по определению.
Исходя из вышеизложенного, погоня в начале романа — это круто.
Итак, Благородный, никак не иначе, Лис, мчится на гнедом коне Резвом. Не могут же коня звать «Тук» или «Ковач», тогда ведь не понятно, что животина — носится быстрее ветра. А так все ясно. Идет погоня. Но Лис решил поспать, утомился. И вот тут начинается настоящее веселье.
цитата
«По прикидке Лиса преследователи отставали километров на восемь – десять, так что у него была приличная фора».
Так, выходит, Лис мчался на Резвом гнедом коне, а преследователи, получается, неслись с диким криком, но на гигантских черепахах. Десять километров для лошади, о, да, это — значительная фора! Можно кино по сотовому телефону посмотреть, переночевать, а утром — снова погоня. Блестяще!
Это так роман начинается. Но чем дальше в лес, тем толще партизаны.
Лис отправляется к пещере.
Я задаюсь вопросом, а чего это медведь делает в горной гряде? Ведь он больше рыбу ловит, да мед ворует, нежели взбирается по вечерам на скалы и просветляется там, напевая мантры. Горы — пристанище пернатых — грифов или драконов — все равно, а медведю там будет слегка не комфортно.цитата
«Конечно, она может быть занята мраморным барсом или, что хуже, самим пещерным медведем, которые встречались иногда в этих пустынных краях».
Ладно, с фауной разобрались. С флорой — то же самое:
Кряжистые бывают дубы. А вот сосен кряжистых мне не довелось повидать, ну, да какие мои годы.цитата
«Лис усмехнулся и повернул коня к скалам, на которых тут и там росли кряжистые сосны».
Погоня, она и в Африке погоня, но благородные сеньоры даже спасаются с комфортом, как хоббиты.
У седла коня привязана торба-кормушка с овсом. Рачительный хозяин этот Лис, надо сказать.
Да и сам он поесть не дурак. Развел костерок, и у того костерка...
Нет, это — верх полета фантастической мысли! Вот осетрина бывает только первой свежести, она же и последняя. Но мясо, пролежавшее с утра до вечера, то есть не менее 12 часов не то что не останется свежим, а просто протухнет. Может быть, лопухи там были особенные? Поди, я просто не знаю о волшебных свойствах лопуха, в них, возможно, и молоко не киснет, и, вообще, зачем нам холодильники?цитата
«Лис достал из мешка завернутые в большие листья лопуха ломти свежего мяса оленя, подстреленного утром».
Но просто есть жареное мясо в погоне — это не изящно.
Хорошо мужик устроился. Ведь его преследуют, чтобы взять за одно место, и, между прочим, «яйца отрезать».цитата
«Прожевав последний кусок аппетитного(!) мяса с рисовой лепешкой и запив этот нехитрый ужин водой из бурдюка, Лис достал трубку и кисет с табаком».
Сдается мне, братцы, это была комедия.
В общем, тут же выясняется, что Лис — просто авантюрист, но при этом не стремящийся к власти. Он дерется, потому что дерется. Ну хоть в этом есть здоровая логика. Впрочем,
цитата
«он не был намерен менять ее (свободу) даже на то, чтобы стать верховным герцогом на грани Европы или шахом на грани Азии».
Ну, с иерархией, как и следовало ожидать, у автора тоже напряженные отношения. Герцог в Европе всегда под кем-то из Каролингов ходил. Графы и герцоги всегда вассалы. И как он там Верховным вдруг оказался — сие великая тайна.
И это все на первых страницах книги! Каюсь, у меня не хватило терпения прочитать томик целиком. Похохотать лучше все-таки там, где хоть умное лицо не делают. Ведь роман не просто серьезен, он принадлежит перу очень известного автора, прославившегося громким пиаром. Но дело ведь совершенно не в этом.
Самое грустное, что нашел я эту книгу в каталоге «золотого фонда мировой фэнтези». Есть такое в сети. Архив фэнтези по 200 книг в каждом. Клюнул я на другие книги, разархивировал и тут увидел бесконечно мелькающее имя, вот и полюбопытствовал.
Да, эта книга — фэнтези, вернее — громокипящая смесь, где от каждого жанра по нитке — писателю сериальчик. Теоретически есть и другие книги автора, продолжение этой истории, но открывать их — это уже слишком даже для меня. Я пролистал только этот текст по диагонали: есть всякие гномы и т. д., так что это, действительно, фэнтези. И в этом архиве книга номинально уместна.
Да, по большому счету, подобной макулатуры у нас всегда было предостаточно. Меня смутило только одно: вот если такие тома ставят в одну электронную библиотеку рядом с Барбарой Хэмбли, к примеру, и Андре Нортон, то о чем, вообще, можно говорить, о каком таком фонде? Да это просто учебник для начинающих, наглядный пример, как не надо писать.
А как все хорошо начиналось: погоня, дикие племена, грани вселенной, по которым шляется русский герой. М-дяяяя...
P.S. Можно было бы все это написать прямо на страницу автора, благо, она на Фанлабе есть, да только зачем? Поставить ему низкую оценку, чтобы играть рейтингами — это просто ниже моего достоинства. И, потом, для меня ни оценки ни призы ничего не значат. Фанлаб изначально строится на рейтингах, может быть, это и правильно, но я обычно вижу и ценю только книги или добротные тексты. Да, я многим прощаю ляпы, но когда их столько, тут невольно возникает другой вопрос. А куда смотрели корректоры, редакторы, почему не вернули на доработку?
Пипл хавает, и ладно. Вот только на этом сайте собрались люди думающие, интересно, кто-нибудь угадает, о какой книге речь?