О перлах изящной словесности


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Niko-Ra» > О перлах изящной словесности или Авантюрный роман, как он есть
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

О перлах изящной словесности или Авантюрный роман, как он есть

Статья написана 12 мая 2011 г. 10:06

Любой нормальный авантюрный роман должен начинаться с погони. Одни убегают, другие догоняют. Кто хоть раз в жизни догонял или убегал, или хотя бы сдавал экзамены по физкультуре, знает, что человек в среднем движется со скоростью пять километров в час. А бегун передвигается несколько быстрее, даже если у него сбило «дыхалку». Конечно, каждый нормальный парень знает, что держать темп погони больше пятнадцати минут человеку нетренированному — это подвиг. Но ведь воры бегают по мегаполису, стараясь скрыться в проходных дворах. И это для авантюрного романа не может быть началом.

Нормальному писателю, который делает стандартный роман, непременно состоящий из клише и заселенный архетипами, непременно нужна погоня мерзких злодеев, которые не чистят зубы и не моют на ночь ноги, за супер-пупер благородным чуваком, желательно дворянином: графом или маркизом, бароны — канают меньше, а уж простолюдины — не котируются по определению.

Исходя из вышеизложенного, погоня в начале романа — это круто.

Итак, Благородный, никак не иначе, Лис, мчится на гнедом коне Резвом. Не могут же коня звать «Тук» или «Ковач», тогда ведь не понятно, что животина — носится быстрее ветра. А так все ясно. Идет погоня. Но Лис решил поспать, утомился. И вот тут начинается настоящее веселье.

цитата

«По прикидке Лиса преследователи отставали километров на восемь – десять, так что у него была приличная фора».

Так, выходит, Лис мчался на Резвом гнедом коне, а преследователи, получается, неслись с диким криком, но на гигантских черепахах. Десять километров для лошади, о, да, это — значительная фора! Можно кино по сотовому телефону посмотреть, переночевать, а утром — снова погоня. Блестяще!

Это так роман начинается. Но чем дальше в лес, тем толще партизаны.

Лис отправляется к пещере.

цитата

«Конечно, она может быть занята мраморным барсом или, что хуже, самим пещерным медведем, которые встречались иногда в этих пустынных краях».
Я задаюсь вопросом, а чего это медведь делает в горной гряде? Ведь он больше рыбу ловит, да мед ворует, нежели взбирается по вечерам на скалы и просветляется там, напевая мантры. Горы — пристанище пернатых — грифов или драконов — все равно, а медведю там будет слегка не комфортно.

Ладно, с фауной разобрались. С флорой — то же самое:

цитата

«Лис усмехнулся и повернул коня к скалам, на которых тут и там росли кряжистые сосны».
Кряжистые бывают дубы. А вот сосен кряжистых мне не довелось повидать, ну, да какие мои годы.

Погоня, она и в Африке погоня, но благородные сеньоры даже спасаются с комфортом, как хоббиты.

У седла коня привязана торба-кормушка с овсом. Рачительный хозяин этот Лис, надо сказать.

Да и сам он поесть не дурак. Развел костерок, и у того костерка...

цитата

«Лис достал из мешка завернутые в большие листья лопуха ломти свежего мяса оленя, подстреленного утром».
Нет, это — верх полета фантастической мысли! Вот осетрина бывает только первой свежести, она же и последняя. Но мясо, пролежавшее с утра до вечера, то есть не менее 12 часов не то что не останется свежим, а просто протухнет. Может быть, лопухи там были особенные? Поди, я просто не знаю о волшебных свойствах лопуха, в них, возможно, и молоко не киснет, и, вообще, зачем нам холодильники?

Но просто есть жареное мясо в погоне — это не изящно.

цитата

«Прожевав последний кусок аппетитного(!) мяса с рисовой лепешкой и запив этот нехитрый ужин водой из бурдюка, Лис достал трубку и кисет с табаком».
Хорошо мужик устроился. Ведь его преследуют, чтобы взять за одно место, и, между прочим, «яйца отрезать».

Сдается мне, братцы, это была комедия.

В общем, тут же выясняется, что Лис — просто авантюрист, но при этом не стремящийся к власти. Он дерется, потому что дерется. Ну хоть в этом есть здоровая логика. Впрочем,

цитата

«он не был намерен менять ее (свободу) даже на то, чтобы стать верховным герцогом на грани Европы или шахом на грани Азии».

Ну, с иерархией, как и следовало ожидать, у автора тоже напряженные отношения. Герцог в Европе всегда под кем-то из Каролингов ходил. Графы и герцоги всегда вассалы. И как он там Верховным вдруг оказался — сие великая тайна.

И это все на первых страницах книги! Каюсь, у меня не хватило терпения прочитать томик целиком. Похохотать лучше все-таки там, где хоть умное лицо не делают. Ведь роман не просто серьезен, он принадлежит перу очень известного автора, прославившегося громким пиаром. Но дело ведь совершенно не в этом.

Самое грустное, что нашел я эту книгу в каталоге «золотого фонда мировой фэнтези». Есть такое в сети. Архив фэнтези по 200 книг в каждом. Клюнул я на другие книги, разархивировал и тут увидел бесконечно мелькающее имя, вот и полюбопытствовал.

Да, эта книга — фэнтези, вернее — громокипящая смесь, где от каждого жанра по нитке — писателю сериальчик. Теоретически есть и другие книги автора, продолжение этой истории, но открывать их — это уже слишком даже для меня. Я пролистал только этот текст по диагонали: есть всякие гномы и т. д., так что это, действительно, фэнтези. И в этом архиве книга номинально уместна.

Да, по большому счету, подобной макулатуры у нас всегда было предостаточно. Меня смутило только одно: вот если такие тома ставят в одну электронную библиотеку рядом с Барбарой Хэмбли, к примеру, и  Андре Нортон, то о чем, вообще, можно говорить, о каком таком фонде? Да это просто учебник для начинающих, наглядный пример, как не надо писать.

А как все хорошо начиналось: погоня, дикие племена, грани вселенной, по которым шляется русский герой. М-дяяяя...

P.S. Можно было бы все это написать прямо на страницу автора, благо, она на Фанлабе есть, да только зачем? Поставить ему низкую оценку, чтобы играть рейтингами — это просто ниже моего достоинства. И, потом, для меня ни оценки ни призы ничего не значат. Фанлаб изначально строится на рейтингах, может быть, это и правильно, но я обычно вижу и ценю только книги или добротные тексты. Да, я многим прощаю ляпы, но когда их столько, тут невольно возникает другой вопрос. А куда смотрели корректоры, редакторы, почему не вернули на доработку?

Пипл хавает, и ладно. Вот только на этом сайте собрались люди думающие, интересно, кто-нибудь угадает, о какой книге речь?





276
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение12 мая 2011 г. 10:50
одно НО. Свежее мясо в лопухе (если убитое животное было грамотно освежёвано, в частности — спущена кровь) за 12 часов, если не жара — и правда не протухнет. Проверено на природе лично :) (там правда свинина была.. не оленина, но... что там олень? свинья с рогами)


Ссылка на сообщение12 мая 2011 г. 12:11
Принимаю к сведению. Правда там скачки по открытой местности, в частности по горному плато. Тени, понятное дело, нет. Правда, был ветер. А свинья с рогами — это прикольно. Стильно.


Ссылка на сообщение12 мая 2011 г. 13:56
Я не читала книги, охотно верю, что она плохая (или прекрасная) , но суд Ваш строг чрезмерно. Про мясо уже было сказано (в крапиву завернуть — еще лучше, но и лопух сойдет). Кряжистые сосны — таки да, бывают, особенно в горах, где дерево прижимает к земле ветрами, снегами и прочим. Получаются узловатые такие, приземистые... словом, кряжистые.
Медведи на высоту , конечно, не лезут, но там, где конь прошел — медведю вполне комфортно. И рыбу в горных речках ловить неплохо. Торбу с овосм человек, собирающийся в дорогу верхом, с собой прихватывает, как и лепешку. Или погоня началась еще до того, как он выехал?
Верховный герцог — наверно, на совести переводчика, а властители небольших государств герцогами бывали — герцог Бургундский, скажем. «Квентина Дорварда» помните?;-)


Ссылка на сообщение12 мая 2011 г. 17:01
Честно говоря, не ожидал вообще никакой реакции.
Из переводных перлов до сих пор помню из «Секретных Материалов» «Она протерла глаза и пошалила ими по сиденью машины» Это так колоритно. Может, переводчики поиздевались, но — запоминается.
А это книга нашего соотечественника, он русский. И было бы ему лет 25 — 30, я бы просто, как обычно, промолчал. Но автор вполне солидный, мне не чета ни по возрасту, ни по изданным книгам. У него даже действие начинается, когда я еще пионером был. Это мое упущение, что я об этом не упомянул.
А суд... Ну так я просто взял конкретную книгу, а увидел в ней стандартный набор, тот самый, за который так не любят фэнтези и всех нас. Если чего нет, но очень нужно автору, то это надо непременно придумать, как у Вольтера. Но почему тогда не идти до конца и не опираться на реальность, а действительно создать курьезный мир, но такой, что в него веришь, а не досмотры просто спускаешь на тормозах.
Честно говоря, сама книга не имеет такого уж значения. Я и авторства ее не открывал, потому как это не важно. В какой мере это смех и над самим собой, потому что я принадлежу к этому же самому кругу пишущих людей, так же вечно тороплюсь, и в итоге получается как всегда. Как говорила Масяня: «Как-то так».
Это я не в оправдание. Сам, поди, не лучше, наверное, потому то все это и заметил. :beer:


⇑ Наверх