Сергей Лукьяненко о фильме


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Мартин» > Сергей Лукьяненко о фильме "Бегущий по лезвию"
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Сергей Лукьяненко о фильме «Бегущий по лезвию»

Статья написана 10 октября 2008 г. 12:49

цитата

Филипп Дик вообще человек очень сложной судьбы, но писателем он был замечательным. И ему, на мой взгляд, очень повезло с экранизациями. Я могу с ходу насчитать штук пять очень неплохих фильмов, снятых по его произведениям. Открывать этот ряд, конечно, будет фильм «Бегущий по лезвию», снятый по роману «Мечтают ли андроиды об электроовцах?». Этот фильм снял Ридли Скотт через 3 года после фильма «Чужой».

Отчасти какие-то темы продолжаются в творчестве Ридли Скотта, например, тема андроидов, роботов. В «Чужом» и в «Чужих» у него существовал персонаж – робот, который предал экипаж по приказу вышестоящего начальства, эдакий робот-карьерист. А в «Бегущем по лезвию» ситуация доведена до глобального масштаба, человечество на протяжении многих лет использует роботов – андроидов, которые всем похожи на человека, но сильнее, быстрее, где-то даже умнее. При этом они лишены человеческих чувств, эмоций, они могут их имитировать, но это все-таки имитация, на чем их и ловят на специальных логических задачах и тестах. Это некий привет нашему фильму «Отроки во Вселенной». У роботов, по представлениям фантастов, будет всегда некая проблема с эмоциями.

Чем интересен этот фильм? В первую очередь, он интересен атмосферой созданной в нем Вселенной, этого мира будущего – мира развитого, технического, и нельзя сказать, что очень уж плохого или жестокого. Просто в нем есть свои проблемы, среди всего прочего и проблемы с роботами, которые не хотят роботами оставаться. Они бегут с планет, на которые их посылают, возвращаются на Землю и пытаются прожить там свою короткую жизнь, ибо в них встроены искусственные ограничители срока существования — своего рода мера безопасности. Они, конечно, этим недовольны.

Главный герой – охотник на этих сбежавших роботов, человек, который с ними борется, начинает в какой-то момент сам понимать, что не все так просто, не всегда робот, нарушивший закон, — это зло, и не всегда позиция человека, сражающегося с этими роботами, справедлива. Это суровый мир, в котором практически уже нет животных. Мечта каждого человека: в своей маленькой квартирке, поскольку мир перенаселен, поселить хотя бы электрическое животное, своего рода муляж. Пусть это будет электрический ежик или вершина воображения – электрическая овца. Мечтают ли об этом роботы? Нужно ли им что-то такое человеческое, теплое, живое, пусть даже это всего лишь имитация? И где эта имитация заканчивается? Где начинается настоящее тепло, настоящая любовь, может ли робот все-таки полюбить? Это безнадежно трудное занятие – пытаться пересказать сюжет фильма.

Он действительно поднимает очень много вопросов, с которыми мы и сами в жизни сталкиваемся. У нас нет роботов, но вопросы все равно остаются те же. Хотелось бы еще раз вспомнить атмосферу огромного мегаполиса, мрачного ночного города, бесконечных погонь, схваток, дождя. Одна из самых сильных сцен – когда в финале последний умирающий робот начинает рассказывать герою про себя, свою жизнь, про то, что он видел. И мы понимаем, что он совсем не так далек от человека, как нам казалось в начале. Фильм дает какую-то надежду герою, он получился немного добрее, чем произведение Дика, хотя атмосфера глухой тоски пронизывает его насквозь.

С тех пор довольно часто мир будущего стали изображать в подобных невеселых красках, весь киберпанк оперирует такими мрачными городами будущего, где не остается места в доме даже для кошки, люди и роботы одинаково страдают, бьются между собой за последние остатки человеческого тепла. Очень хороший фильм, я увидел его примерно в начале 90-х годов, потому что к нам все доходило с опозданием. Для меня это образчик того, как можно создавать настроение и в книге, и в фильме, буквально несколькими кадрами и несколькими планами показав целый мир. Очень может быть, что Ридли Скотт и не читал произведения, как он уверяет. Я знаю, что режиссеры зачастую не читают то, по чему снимают фильм, им это не всегда нужно, достаточно сценария, чтобы потом самому все напеть.

Я думаю, что этот фильм не потерял актуальности и в наши дни. Конечно, если перед нами будет совсем юный зритель, который привык к тому, что в кадре все сверкает, блестит, взрывается, красочно разваливаются огромные звездолеты и бегают тысячи монстров, он может остаться разочарован. Этот фильм более тихий, камерный, используемые спецэффекты – не самоцель, это всего лишь элемент создания антуража, атмосферы. Но фильм вполне живой, он способен и сейчас увлечь, покорить любого человека, который любит фантастику, которому интересно разобраться, что такое человек.

Фильм жесткий, достаточно сильный, там нет таких кровожадных монстров, как в «Чужом», но жестокость этого фильма – это жестокость мира, который в нем показан. Это мир, в котором смерть – обыденное явление, мир перенаселен, в нем ценность человеческой жизни воспринимают даже не так, как мы. Я не скажу, что наше современное общество в этом плане идеально, но общество, которое показано в этом фильме, не идеально еще более. Там есть сцены жестоких убийств людей и роботов, и это насилие не ради насилия, не просто чтобы пощекотать нервы зрителю, это все играет на общую идею фильма, на его атмосферу. Не всегда можно сделать ту или иную вещь (я сейчас говорю и как писатель), не введя в нее жестких и жестоких сцен. На мой взгляд, это не должно быть самоцелью, но иногда происходит так, что задачи, которые ставишь перед собой, требуют того, чтобы появлялись какие-то жесткие сцены. Фильм «Бегущий по лезвию» как раз из этого ряда.

Источник.

PS. Как меня задолбали дебильные заголовки статей на Днях :(





145
просмотры





  Комментарии
нет комментариев


⇑ Наверх