«Крысиный король» — городское фэнтези того формата, который я люблю: абсолютно реальный современный город с тайным городом (не к Панову будь помянуто), а в обыденную ежедневную жизнь с работой от 9 до 18, утренним кофе и вечерними новостями время от времени врываются странные события и диковинные персонажи. Да. дебютный роман Мьевиля не лишен недостатков, но их все асболютно и полностью искупает атмосфера потустороннего Лондона и темная, кровавая романтика, которой буквально насыщен этот роман. Честное слово, мне было очень хотелось увидеть экранизацию этого романа, сделанную Тимом Бертоном времен «Бэтмена». Потому что атмосфера очень похожа, та же современная городская готика, те же фрики с манией уничтожить всех под шумок большого праздника...
Сюжет являет собой нечто вроде сиквела знаменитой легенды о Гаммельнском крысолове, только здесь события происходят через много лет в современном Лондоне, и в новой схватке Дудочника и Крысиного короля появляется новая переменная — получеловек-полукрыса. Он один может противостоять чарующей музыке крысолова. История мести, история многовековой борьбы, разворачивающейся на улицах современного мегаполиса, обычные люди, становящиеся марионетками в этих играх и погибающие просто потому, что не вовремя подвернулись под руку. Если бы это был не роман, а кино, я бы сказал, что действие до предела насыщено экшеном и спецэффектами — это правда, и Мьевиль так умеет написать, что своими глазами видишь головокружительный побег из тюрьмы, в котором Крысиный король носится по стенам, карнизам и крышам краше любого Человека-паука, видишь схватку получеловека-полукрысы с Дудочником в автобусном депо, изысканную казнь, которую Дудочник подготовил для одного из персонажей, не говоря уж о концовке... Очень такой яркой и захватывающий текст получился, скучать уж точно не придется.
Да, нельзя не отметить, что особой пищи мозгам тут ждать не стоит — зачатки драмы слишком чахлые, даже несмотря на то, что некоторые события весьма драматичны по своей сути, вопросов бытия никто не поднимает и даже главный герой с легкостью смиряется со своей крысиной сущностью и отрешается от привычной жизни без особых терзаний. Да, и морали тоже не ждите. В основном «Крысиный король» — это приключение, причем приключение, написанное на качественно весьма и весьма приличном уровне. Ярко, захватывающе и с большой фантазией. Мрачная современная сказка, эдакая городская легенда, перемешанная с какой-то комиксовой эстетикой.
В книге, кстати, есть далеко не самые приятные моменты, которые могут заставить поморщиться даже прожженых циников — первый обед помоями главного героя, в частности, описан подробно и едва ли не с перечислением вкуса и консистенции этой самой еды. Да и убийства, которых здесь, в принципе, хватает, пусть некоторые и происходят «за кадром» описаны смачно и с подробностями. Мьевиль для книги не экономит ни черной краски, ни красной. Мне лично это весьма понравилось, потому что жутковатая городская легенда и должна быть такой, на дне всегда скапливатся всякая грязь.
Но при этом, надо заметить, «Крысиный король» — вовсе не чернуха, это просто сказка для взрослых, местами красивая, местами эффектная, а местами и страшная. Оглядываясь в прошлое, хочу отметить, что дебют Мьевилю удался и не зря он стал одним из самых самобытных и ярких современных фантастов. В его книгах есть подлинная магия и подлинное очарование, пусть иногда у этого очарования чувствуется ощутимый привкус крови.