Артур Шопенгауэр О


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «kerigma» > Артур Шопенгауэр "О писательстве и слоге"
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Артур Шопенгауэр «О писательстве и слоге»

Статья написана 9 марта 2011 г. 21:41

Ш., как всегда, прекрасен, и глаголет безостановочно одни истины. О том, что все умрут куда катится этот мир. Что сейчас (то есть в начале 19 века) появилось безумное количество бездарных авторов, кропающих не из любви к искусству, а только ради денег. Что у публики совершенно нет вкуса. Что надо писать так и так.

В общем, под всем, что он говорит, можно смело подписаться двумя лапами :-))) И экстраполировать это на любую эпоху. Что, скажете, не был 19 век расцветом русской литературы? А сейчас зато что имеем — Донцову, Громыко и иже с ними Обычно Ш. меня забавляет своим ярым пессимизмом, и сейчас, конечно, тоже. Но самое смешное, что сейчас я с ним по большинству абстрактных тезисов согласна.

Вот например, Ш. говорит, что сейчас (в 1/2 19 века) среди *серьезно мыслящих* писателей очень мало таких, которые мыслят о самом предмете. Другие же «думают только о книгах, о том, что говорили другие», и потому никогда не бывают по-настоящему оригинальны. На этом основании вполне можно вынести приговор Умберто Эко и прочим интеллектуалам, но в этом случае в сухом остатке рискуем получить одного Аристотеля).

Или вот «заслуга писателя, которого стоит читать, тем больше, чем меньше он обязан материи, чем более известна и избита эта материя. Так, например, три великие греческие трагика все обрабатывали ту же материю». Кто поспорит, что книг на тему «они встретили друг друга и убежали вместе в закат/рассвет» огромные кипы, и большинство жуткий хлам) Но найдется среди них и «МиМ», например.

Один момент кажется мне очень точно подмеченным, хоть и не очевидным с первого взгляда. «Для того, чтобы быть бессмертным, произведение должно иметь так много достоинств, что не легко встретить человека, способного понять и оценить их все; и все-таки эти достоинства, взятые порознь, всегда познаются и ценятся то тем, то другим, благодаря чему кредит доверия поддерживается в течение столетий». Я тут задумалась о паре признанных классическими вещей, которые я сама очень люблю, и вспомнила, что другие люди хвалят их обычно совершенно не за то!

Помимо всего прочего, Ш. очень прекрасно обличает, гм, анонимные каменты. Поливая анонимный рецензентов отборнейшей грязью — благо они и возразить не могут.

Кроме того, обличается общеизвестный принцип «кукушка хвалит соловья», то есть полное единодушие среди писательской братии относительно взаимной оценки талантов. «Вообще вежливость, возникшая из общественных отношений, в литературе, — чуждый и часто вредный предмет, так как она требует, чтобы плохое называли хорошим, и потому противоречит целям науки».

Разумеется, Гегель в этой работе тоже не обойден вниманием. Думаю, если бы Ш. взялся писать кулинарную книгу, он и там нашел бы способ плюнуть в Гегеля. Скажем, «жареные на тюленьем жире потроха собаки настолько отвратительны, что по эффекту, производимому на желудок, сравнимы с тем, какой эффект оказывают сочинения Гегеля на разум» Кстати о Гегеле) «В сущности нет ничего легче, как писать так, чтобы никто не мог понять написанного, и наоборот, нет ничего труднее, как выразить многочисленные мысли так, чтобы они были понятны каждому» (и это говорит автор «Парерги» )

Напоследок Ш. печалится о безграмотности и отвратительном стиле современных немецких авторов (если я не ошибаюсь, Ницше потом повторяет что-то в этом роде). За немецких авторов ничего не скажу, но в остальном Ш. удивительно точно озвучивает именно то, что говорят представители «старого поколения» о каждом времени в истории литературы :-D





343
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение9 марта 2011 г. 22:40

цитата kerigma

Что, скажете, не был 19 век расцветом русской литературы? А сейчас зато что имеем — Донцову, Громыко и иже с ними

А между тем, проходных писателей, популярных, но пишущих глупые бездарные вещи, и тогда было с избытком. Решето времени8-)
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение9 марта 2011 г. 22:49
Ну отчего же, у нас на сайте есть библиография Бестужева-Марлинского, представлены страницы произведений целого ряда второсортных авторов того времени — так себе решето.
 


Ссылка на сообщение9 марта 2011 г. 23:05
Да, но их то никто не вспоминает:-)))
 


Ссылка на сообщение9 марта 2011 г. 23:07
При условии, что я — никто :-(((,то Вы правы (кстати, оценки им не один я ставлю).
 


Ссылка на сообщение9 марта 2011 г. 23:09
Господь с Вами, под «никто» я имела в виду некоего сферического среднестатистического человека в вакууме;-)


Ссылка на сообщение9 марта 2011 г. 22:47
А мне эта его работа показалась жутко скучной. Нет он весело (и тут я с Вами согласен) поливает желчью своих вечных врагов, но по сути так ничего путевого и не сказал.
Даже «неистовый Виссарион» интересней о литературе писал.

цитата kerigma

Другие же «думают только о книгах, о том, что говорили другие», и потому никогда не бывают по-настоящему оригинальны. На этом основании вполне можно вынести приговор Умберто Эко и прочим интеллектуалам, но в этом случае в сухом остатке рискуем получить одного Аристотеля).


Контекст великая сила. На самом деле Шопенгауэр метит в засилье так называемых «бибилиотечных романов» и компиляции, а не в то, что нам привычно.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение9 марта 2011 г. 23:07

цитата Kniga

по сути так ничего путевого и не сказал.

ничего такого, что и так не было бы ясно и повторено всеми остальными)

цитата Kniga

Контекст великая сила.

это исторический контекст, но если воспринимать Ш. как «ничего кроме текста», можно к чему угодно применить)
 


Ссылка на сообщение9 марта 2011 г. 23:08

цитата kerigma

«ничего кроме текста»


Лотман даже Эко убедил, что так не бывает
 


Ссылка на сообщение9 марта 2011 г. 23:15
вот если б он Дерриду убедил :-)))
 


Ссылка на сообщение9 марта 2011 г. 23:20
НЕ СКЛОНЯЕТСЯ!!! (хотя, я думаю, Вы намеренно иронизируете над великим умом — не обижайте)

Ну я загнул, конечно, бывает. Не буду придираться — Вы хорошо вносите в привычный, прочувствованный контекст непривычных авторов (как с Кьеркегором).
 


Ссылка на сообщение10 марта 2011 г. 11:25

цитата Kniga

(хотя, я думаю, Вы намеренно иронизируете над великим умом — не обижайте)

Псой Короленко не проходит даром :-)))
 


Ссылка на сообщение10 марта 2011 г. 12:46
А у меня даром прошел — иммунитет, видимо.
 


Ссылка на сообщение10 марта 2011 г. 12:47
никак не могу сохранять серьезное отношение к большинству философов)
 


Ссылка на сообщение10 марта 2011 г. 06:51
С другой стороны, Деррида тут и не причем — вон Вольтер разбирал Шекспира положив на контекст с прибором, потом Бодлер, говоря о «вечном» и «современном» фактически говорит о безконтекстном рассмотрении, ну а потом многие «декаденты» будут идеи воспроизводить.


Ссылка на сообщение10 марта 2011 г. 03:11

цитата

заслуга писателя, которого стоит читать, тем больше, чем меньше он обязан материи, чем более известна и избита эта материя. Так, например, три великие греческие трагика все обрабатывали ту же материю

Это он и в стержневой своей «Воле» произносил, том первый.
При том, кажется, с чужого голоса — оснастившись ссылкой на кого-то.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение10 марта 2011 г. 11:35
Я не помню уже, если честно, но вероятно) Хотя про это скорее во 2 томе Представления было, нет?
 


Ссылка на сообщение10 марта 2011 г. 12:11
Точно в первом.
Только сказал он, самопоправлюсь, чуть иное.
Дескать качество произведений искусства определяется так: чем меньше в них «строительного материала» и чем больше — собственно строителя.
Это близкие, но не идентичные мысли.
 


Ссылка на сообщение10 марта 2011 г. 12:17

цитата Грешник

Это близкие, но не идентичные мысли.

Согласна)
Надо перечитать программное произведение, видимо.


Ссылка на сообщение14 марта 2011 г. 09:49

цитата kerigma

«кукушка хвалит соловья»
Вообще-то петуха, а не соловья :-))) Если б соловья, то (следуя аллегории Крылова) было бы куда лучше ;-)

А так спасибо за интересный отзыв. Давненько не обращался к Шопенгауэру. Надо будет эту вещь поискать :-)
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение14 марта 2011 г. 09:59

цитата Alter Ego

Вообще-то петуха, а не соловья

ой, точно :-D оговорочка по Фрейду просто))

Всегда пожалуйста)
Я эту книжку с Озона заказывала, она совсем маленькая. Репринтное издание.


⇑ Наверх