Смотрел на днях одну научно-популярную передачу, как я понял, адресованную школьникам, про воздушные шары-монгольфьеры. Помимо того, что актеры играли роли братьев Монгольфье, изображая историю появления изобретения, первые опыты и прочее, в фильме применили любопытную задумку – кадры полета первого в истории теплового воздушного шара, стилизованные под старинную черно-белую кинохронику.
И вот тут я всерьез задумался. А ведь современные школьники могут принять эти кадры за чистую монету. И этак у них сложится превратное мнение, что воздушные шары и киносъемка появились в одно время. Когда как их разделяют по времени почти 100 лет. Налицо некоторое упущение создателей фильма. Нужно, наверное, было, начав показывать стилизацию кинохроники, как-то отметить это. Скажем, поместить где-нибудь в кадре указание, что-нибудь наподобие фразы: «Современная реконструкция». Как помнится, в школьных учебниках истории, в похожих случаях, иллюстрации снабжали пометкой «Рисунок современного художника».
Казалось бы, идея кажется смехотворной. Уж такие вещи, наверное, известны всем. Но, как мне кажется, на основе моих наблюдений над современными подростками, проблема довольно серьезная.
Вообще, как мне кажется, это довольно примечательный аспект падения уровня современного образования. Если вдуматься, то многие научно-популярные фильмы, поры нашего детства, современные дети соответствующего возраста могут не понять без дополнительных объяснений максимально упрощенным языком. Если же те реформы в кавычках, о которых много говорится в последнее время, будут приняты, то ситуация станет еще хуже.
Например, понимаю возмущение многих гуманитариев, что их, дескать, совершенно зря обучают нехорошей математике, но как мне кажется, без овладения базовым математическим аппаратом нельзя считать себя человеком образованным.