Джордан Око


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «kkk72» > Джордан. Око мира
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Джордан. Око мира

Статья написана 20 февраля 2011 г. 10:18

[IMGRIGHT]http://www.fantlab.ru/images/editions/big...[/IMG]

Око мира

Очень долго я не решался взяться за эпопею Джордана, все-таки размеры «Колеса времени» поистине чудовищны. Но благодаря стечению обстоятельств у меня неожиданно появилось довольно много свободного времени, и я решил осилить хотя бы первый том. Первое же впечатление получилось достаточно неожиданным. Да, конечно, многие авторы фэнтези вышли из «Кольца Толкиена», но начало «Ока мира» просто-таки откровенно вторично. Двуречье поразительно напоминает Шир, троица главных героев — вылитые хоббиты, троллоки от орков вообще почти неотличимы, Мурддраалы (ну и имечко!) подозрительно напоминают кольценосцев, Лан имеет очень много общего с Арагорном и только Гэндальф неожиданно оказался в женском обличье Морейн Седай. Несколько позже обнаружился даже Горлум в образе Падана Фейна. Ну а уж найти десять отличий между Темными Властелинами у Толкиена и Джордана — нелегкая задача даже для знатока фэнтези.

Так что же, перед нами всего лишь очередная неудачная копия Толкиена? Вовсе нет. Основываясь на уже готовом материале, Джордан неторопливо и тщательно создает свой собственный мир, пусть и похожий на Средиземье, но обладающий достаточной собственной индивидуальностью. Отличительной особенностью стиля Джордана является многословность и подробность описаний. С одной стороны, эта многословность нередко кажется излишней, утомляющей читателя. Так и хочется сократить объем текста хотя бы на треть, отжав из него лишнюю «воду», совершенно не влияющую на развитие событий. С другой стороны, именно эти мелкие, казалось бы совершенно ненужные подробности придают такое прадоподобие миру Джордана, оживляют его персонажей, делают столь реальными приключения героев.

Постепенно каждый из персонажей обретает свою индивидуальность и сходство с героями Толкиена уже не так бросается в глаза. И уже во многих моментах, например, когда Рнад пытается спасти своего отца, начинаешь действительно сопереживать героям. Более того, односельчане героев, владельцы трактиров, случайные попутчики-фермеры тоже обретают плоть и кровь под пером Джордана. Хотя, порой подчеркивая какую-то ключевую черту в характере своего героя, автор перебарщивает и тот же Лан становится слишком несгибаемо-твердым, Найнив — подчеркнуто недоверчивой и т.д. И только отрицательные персонажи выглядят столь однозначно «черными», что никакой личности разглядеть в каждом из них решительно не удается.

И все же самым интересным у Джордана является мир — большой, разнообразный, в чем-то подчеркнуто реалистичный, а чем-то на удивление волшебный и удивительный. Благодаря насыщенности романа деталями чувствуешь себя так, будто вместе с героями исследуешь загадочный заброшенный город, месишь грязь на бесконечных дорогах, вместе с волками путешествуешь по лесам или бежишь, спасаясь от погони.

С другой стороны, недостатки романа являются продолжением его достоинств. Несмотря на все изменения, происходящие с героями романа, особого развития их образы не получают. Сюжет временами кажется слишком однообразным, а его дальнейшее развитие — слишком предсказуемым. При всем богатстве мира, созданного Джорданом, порой не хватает какой-то изюминки, чего-то очень индивидуального, нетипичного.

Вывод. Если вы перечитали всего Толкиена и хотите прочесть что-то похожее, и при этом у вас достаточно времени и терпения — «Око мира» прекрасно для вас подойдет. Если классическая фэнтези вам несколько приелась и хочется чего-то более необычного и динамичного, то Джордан — не ваш выбор.



Тэги: Джордан


761
просмотры





  Комментарии
Страницы: 12


Ссылка на сообщение20 февраля 2011 г. 16:52
Скорейшего выздоровления!
По поводу Джордана, год назад прочитал 2 книги, а потом время пропало читать дальше и никак снова не возьмусь дочитать, хотя в целом довольно не плохое впечатление осталось. Лично у меня никаких параллелей с ВК не всплыло, скорей всего потому что я в первую очередь его сравнивал с прочитанными ранее «Правилами» Гудкайнда. Во всем другом согласен с Вашими впечатлениями8:-0
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение20 февраля 2011 г. 16:57
Жаль, что возникают обратные ассоциации... На момент выхода 1й книги Гудкайнда у Джордана уже 5 томов вышло. И это Гудкайнд тырел у Джордана и у других, а не наоборот. По большому счету, свои оригинальные идеи у Гудкайнда кончились на 1й книге. Дальше пошли откровенные заимствования из Джордана, Куртц, Роун, Мартина... За это и не люблю! >:-|
 


Ссылка на сообщение20 февраля 2011 г. 17:03
Причем тут обратные ассоциации? Я прекрасно знал что «Колесо» это первоисточник, а не «Правила». Сравнение было нужно потому что я сперва прочитал Гудкайнда, а потом все время слышал что «Правила» стянуты с Джордана, притом очень неудачно, по-этому решил прочитать что б сравнить и в надежде получить еще лучшие впечатления чем от «Правил».
 


Ссылка на сообщение20 февраля 2011 г. 17:06
Надо бы тоже ознакомиться хотя бы с «Первым правилом».
 


Ссылка на сообщение20 февраля 2011 г. 17:08
Рад, что вы всё правильно понимаете! :-)
 


Ссылка на сообщение20 февраля 2011 г. 17:15
«Первое правило» у меня давно в планах, в рекомендациях постоянно висит.
 


Ссылка на сообщение20 февраля 2011 г. 17:33
Спасибо!
А вот я Гудкайнда бросил уже на втором романе и дальше читать не тянет. Совсем не пошло
 


Ссылка на сообщение20 февраля 2011 г. 17:36
Туда ему и дорога, тырщику несчастному...>:-|


Ссылка на сообщение20 февраля 2011 г. 18:55
Первое Правило, несмотря на недостатки, в целом, довольно неплохое. Второе похуже.

Черт, а я ведь тоже планировал Джордана почитать. Теперь расхотелось чего-то. Спасибо за рецензию, и скорейшего выздоровления !:beer:
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение20 февраля 2011 г. 19:00
Спасибо!
Знаешь, тебе, я думаю, стоит взяться за Джордана. Он, пожалуй, будет в твоем вкусе
 


Ссылка на сообщение20 февраля 2011 г. 19:20
Да ? Ну может быть. Просто я боюсь тоже заснуть за текстом. :-)))

Я тут Желязны попробовал (Амбер), мне интересно, насколько он схож с Джорданом. Желязны мне понравился.
 


Ссылка на сообщение20 февраля 2011 г. 19:44
Желязны, конечно, гораздо лучше, да и динамичней
 


Ссылка на сообщение20 февраля 2011 г. 19:48
Желязны гораздо проще, потому и динамичнее. Да и с самого начала «Амбер» был коммерческим проектом, чтобы за заработанные на нём деньги спокойно ваять нетленку. Без этого не было бы ни Знаков дороги, ни Кошачьего глаза, ни «24 видов Фудзи».
 


Ссылка на сообщение21 февраля 2011 г. 07:54
Рановато выводы делаешь ;-) Ну а динамика — кому как. Меня никогда «велеречивость» Джордана не напрягала, наоборот.
 


Ссылка на сообщение22 февраля 2011 г. 18:40
А меня напрягала, как и неторопливость, и детальность. Но я втянулась. Позже, когда читала творения других авторов, обнаружила, что мне всего этого не хватает.:-(((
 


Ссылка на сообщение21 февраля 2011 г. 07:55
Я бы советовал рискнуть. На нет и суда нет, но если все-таки это твое, то рискуешь многое потерять.


Ссылка на сообщение20 февраля 2011 г. 19:16
Года три назад покупала первые два тома Джордана для benommen и попыталась прочесть. Дальше пролога не продвинулась.

«Орден Манускрипта» пошёл лучше:-).
Скорее выздоравливайте!
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение20 февраля 2011 г. 19:19
Спасибо!:beer:


Ссылка на сообщение21 февраля 2011 г. 07:50
Про сходство с Толкиеном вроде уже объяснили, так что сразу перейду к другому. Были высказаны некоторые претензии касательно развитияоднозначности героев и предсказуемости сюжета. Не поддавайтесь этим впечатлениям! ;-) Все еще будет, просто объем и масштабность цикла диктует свои правила, в том числе и темп. Тот же сюжет (казалось бы такой традиционный) полностью заиграет новыми красками где-то к четвертому тому. Я думаю, что как раз четвертый том — хороший показатель того, стоит ли читать дальше. Первые три — это своеобразное титаническое вступление в конфликт романа, а вот дальше все гораздо интереснее. Хотя мне и первые три очень понравились, но согласен, что они больше напоминают «классику».

Ну и если брать мое мнение, то я очень рекомендую все-таки читать дальше. Можно пропустить «Орден манускрипта», «Черный отряд» и тем более «Правила Волшебника», но «Колесо» заслуживает быть прочитанным 8:-0 Разве что старик Мартин потягаться может :-)))
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение21 февраля 2011 г. 08:05
Спасибо за совет! Да, надо все же осилить эту эпопею


Ссылка на сообщение21 февраля 2011 г. 14:04
О народу набежало! :)))

Пожелания скорейшего выздоровления повторяю ;) Насчёт Джордана -- прислушайся и попробуй прочесть второй-третий тома. Сходство с Профессором пропадает, оригинальность становится отчётливее. Дальше может быть чуть динамичней/чуть затянутее, к «Перекрёсткам сумерек» затянутость усилится, а потом снова всё пойдёт вскачь. Да и Сандерсон, говорят читавшие, дописывает весьма живо, вернул динамизм.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение21 февраля 2011 г. 14:16
Cпасибо! Скоро буду в строю!
Попробую вернуться как-нибудь к Джордану. Хотя вокруг столько вкусного!;-)
 


Ссылка на сообщение21 февраля 2011 г. 23:23

цитата kkk72

Хотя вокруг столько вкусного!


Ой, нэ кажить, кумэ!

цитата kkk72

Cпасибо! Скоро буду в строю!


Так держать! С такой-то аватаркой и не сделать «айлбибэка«!.. :box:
 


Ссылка на сообщение21 февраля 2011 г. 14:22
Динамизм вернул ещё сам Джордан в 11й книге. Да и в 8/9/10 динамичных моментов хватало, хотя они премежались с фрагментами, бедными действием, но богатыми психологизмом, или, как я уже писал, с описанием затянувшейся позиционной войны под дождём в грязи.
Страницы: 12

⇑ Наверх