Вероятно, одна из сложнейших задач для художника: правдиво передавать натуру, не превращаясь в карикатуриста (сатирика). «Наш мир — страшно смешная штука. Животики надорвешь. Если смотреть со стороны...».
Любовно написанный портрет горбуна или прыщавого юнца — это что? Патология — не предмет для искусства? Или любовь требует не замечать горба и прыщей? Впрочем, красота в любом случае — понятие субъективное. Рембрандтовская Саския с нашей точки зрения отнюдь не красавица. Неподготовленный ребенок, глядя на ее портрет, решительно скажет: «Какая уродина!». Но тот же ребенок, намалевав портрет любимой мамы в стиле «точка, точка, запятая», считает его красивым. Свое-то отношение и ребенку известно.
Очевидно, отношение зрителя (читателя) к изображенному предмету не менее важно, чем отношение художника. И что прикажете делать несчастному художнику? Писать декларации и длинные предисловия? Переломить сложившееся отношение публики — задача для гения.
Все сие — плод печальных размышлений над судьбой собственного, первого в жизни опуса