Zотов Ад amp


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «febeerovez» > Zотов - "Ад & Рай".
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Zотов — «Ад & Рай».

Статья написана 13 февраля 2011 г. 23:59

Еще года два назад, мой воображаемый список «авторов, к которым я всегда возвращаюсь», пополнил один хороший писатель по фамилии Зотов. Сначала он убедил меня в том, что может оригинально и захватывающе подать некую идею, а потом и доказал это, выпустив продолжения своих серий. Даже несмотря на то, что “Апокалипсис welcome: 3D” и “Республика ночь” оказались слабее своих предшественников, уровень исполнения был по-прежнему на достаточно хорошем уровне.

Однако именно “Ад & Рай” стал тем продолжением, которое, как мне кажется, многие не ожидали увидеть. Книга завершает начатую в прошлом романе историю, и главными героями снова являются Калашников и Малинин. Сюрпризом это стало потому, что автор несколько раз упоминал – идеи для продолжения есть, но уже без полюбившихся читателю главных героев. Однако несмотря на заверения Зотова и даже самих персонажей, о том, что продолжения не видать – судьба распорядилась иначе, и в данном случае это плюс, а не минус.

Честно говоря, из-за неторопливого темпа начала истории, меня порой не покидало стойкое ощущение, что “Ад & Рай” – это своеобразный “эпилог” к одноименной трилогии. Написанный не хуже предыдущих книг, с новым сюжетом и знакомыми героями, но все же больше эпилог, нежели отдельная самостоятельная история. Однако если у вас возникнет похожее чувство — отбросьте тревоги. Это ощущение обманчиво. Изначально кажется, что проблема лежит в той классической схеме триллера, по которой строится весь сюжет. Как обычно, действию нужно время на раскрутку – это логично и понятно, ведь никто не будет раскрывать, например, главный секрет уже на первых страницах. Но именно в этот раз кажется, что, то ли раскрутка немного затянута, то ли она на самом деле происходит чересчур неспешно. И это странно, поскольку проблема романа действительно глобальна, интересна и хорошо подана, а герои уже с первых глав попадают в несколько разборок – то есть экшн в порядке, и действие не буксует.

Понимание приходит спустя какое-то время. Все дело в большом перерыве, с которым вышла новая книга. Поскольку “Демон плюс” был издан в 2008 году, то и впечатления от того сюжета уже давно поостыли. И получается, что на хорошее освежение воспоминаний требуется какое-то время – отсюда и появляются подозрения о “растянутости”.

В новой истории можно выделить два основных времени – прошлое и настоящее. На первый взгляд кажется что мало – но помимо динамической смены нескольких сюжетных линий, присутствует и достаточно обширная география приключений. Вместе с героями, читатель снова посетит древний Рим, заглянет в современную Москву, Парфянское царство,  и даже наведается в Ирак. И это, разумеется, не все, но раскрывать все карты заранее – вредно и неинтересно. Зато можно смело говорить о том, что Зотов, помимо экскурсий по земным местам, так же расширил представления читателей об Аде – вы заглянете не только в знакомые места, но и побываете в тех, которые в истории до этого еще не появлялись.

Количество персонажей, к четвертой серии, кажется, достигло максимума. Помимо, уже знакомых читателю “пар” Калашников-Малинин, Шеф-Голос, встретятся герои из всех трех книг – кто-то в качестве мимолетной роли, но большая часть, все же сыграет свою, довольно весомую, часть в сюжете. Но теперь не возникает такого ощущения, что Калашникова и Малинина несколько задвинули на задний план. И если поначалу, кажется, что да, честно говоря — без них можно было обойтись, то начиная со второй половины романа, автор прочно связывает линию двух героев с остальными. У Зотова получилось достичь баланса между количеством времени, выделенного для каждого персонажа. Во многом за это стоит благодарить динамическую сюжетную линию и бодрое переключении действия с одного места на другое.

Однако именно в персонажах на этот раз спрятался один из минусов. Увы и ах – но по уровню харизматичности, главный злодей сильно проигрывает предыдущим книгам. Несмотря на глобальность злодейского замысла, его исполнение выглядит несколько натянуто. Однако сама идея или, если угодно, финальная цель — получилась печально правдоподобной и актуальной на сегодняшний день.

Но если вы думаете, что из-за этого минуса личность злодея стала предсказуемой – то нет. Угадать “кто преступник” в очередной раз невозможно. Автор, разумеется, подкидывает некие подсказки, начиная где-то со второй половины книги, но только в том случае, если вы не знаток древнейшей истории и Библии – вряд ли это может помочь. На протяжении сюжета, читателю откроются такие детали истории, про которые  пишут разве что в редкой энциклопедии, а вслух историки так вообще предпочитают не высказывать. Одним из плюсов является то, что в “Аду & Раю”, так же, как и в большей части книг автора, эти факты действительно интересно читать. Но тут уже вопрос в том, насколько вас вообще интересуют исторические детали истории. Достоверность такого материала можно конечно оспаривать, но в целом, я очень сомневаюсь, что автору нужно было вписывать их просто для поддержания сюжета. Историю то он свою поддерживает, но умело, осознанно и совершенно  другим образом – традиционно вписывая события романа в исторический контекст. И делает он это все настолько аккуратно, что, даже осознавая факт выдумки, я бы лично не удивился, если бы события в реальности происходили именно так.  

По ходу сюжета снова можно отметить некую тягу Зотова к кино-спецэффектам. Перестрелки, рукопашные разборки, и адреналиновые погони в этот раз радуют не только зрелищностью и масштабом, но и звуковым сопровождением. Как бы это странно не звучало, но именно так и есть – пара экшн сцен в книге происходит под известнейшую музыку AC/DC. А если вы слушали эту группу, то вполне можете представить – для экшн сцен их музыка подходит практически идеально. Чтобы получить максимальный эффект, я рекомендую не полениться, и погромче включить нужную музыку на чем угодно, в соответствующий момент сюжета. Проверено на себе – ощущения будут практически не хуже, чем в кино.

Вспоминая фирменные особенности стиля писателя, обязательно стоит сказать, что самым лучшим образом обстоит ситуация с юмором и взглядами Зотова на разные нынешние проблемы. Введя линию современного мира, автор снова получил возможность издеваться над знакомыми нам знаменитостями в разных областях культуры – от музыки до политики. Помимо стеба над сегодняшним днем и великолепных диалогов Шефа и Голоса, автор снова подкалывает героев, читателей, себя и классические штампы сюжета, устами персонажей возобновляя разговоры о том, что они – герои книги, и продолжая жаловаться на отсутствие любовной линии у Малинина. Однако же в этот раз, практически все приколы такого рода не канут в небытие – а получает свое прямое развитие.

И еще практически никогда до этого, автор так напрямую не высказывал свое мнение о той или иной проблеме. Развивая тему о человеческой глупости, жадности и жестокости, он уже практически не вуалирует ее за персонажами. Некоторые сцены, по своему содержанию, запросто переплюнут и разного рода истории о продаже душ, и некоторые сцены убийств из предыдущих книг. Идея о коррупции в церкви в этот раз вообще фактически дойдет до своего пика. Автор то и раньше особо не сдерживал себя в рамках, но в этот раз их почти, что и нет.

Резюмируя общие впечатления, скажу следующее: четвертая книга в общей сложности – это такой ядерный коктейль из лучших ингредиентов всей трилогии, почти идеально выдержанный и сбалансированный. Неторопливое начало, вызывающее некое удивление, является лишь ширмой для адреналинового содержимого. В книге есть все, что когда-либо вам приглянулось у этого автора – черный, отчасти циничный юмор, закрученный сюжет, интересные исторические вставки и факты. И практически нет минусов, каким обычно грешили продолжения – например, несбалансированность между главами персонажей или зашкаливающее количество мата. Правда нет и чувства новизны – на четвертой книге история конечно уже смотрится не так оригинально, как в первый, или второй раз, но надо отдать Зотову должное – он явно старается разбавить ситуацию по мере увеличения количества своих книг.

По словам автора – это официальное завершение приключений Калашникова и Малинина. И несмотря на постоянные заверения писателя и героев в предыдущих частях, все-таки в этот раз верится, что это — финал. На фоне всей трилогии книга нисколько не проигрывает своим предшественницам, и поэтому всем любителям Зотова стоит ее приобрести. Я не буду упоминать в очередной раз о том, кому книгу следует читать, а кому лучше воздержаться. Напоследок мне хочется сказать другое – это достойная серия достойного автора. Если вы еще не читали Зотова – то обязательно попробуйте, отодвинув свои границы морали. Да, цинично, да жестко – но все это написано в соответствии с понятиями реального времени. И что немаловажно – написано не глупо, не на пустом месте. За всеми компонентами скрывается одна простая, но очень важная и актуальная мысль. Но при этом то, что лежит на поверхности, ничуть не хуже того, что лежит “внутри”. Это действительно отличная книга, полная захватывающих событий, множества персонажей, загадок, и хорошего черного юмора.

Читать – крайне рекомендую!

P.S. За предоставленный текст романа выражаю благодарность издательству АСТ

P.P.s. Сама книга ориентировочно выходит 1 марта.





336
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение14 февраля 2011 г. 00:06

цитата

Даже несмотря на то, что “Апокалипсис welcome: 3D” и “Республика ночь” были слабее своих предшественников, уровень исполнения был по-прежнему на достаточно хорошем уровне.

Дальше читать не стал.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение14 февраля 2011 г. 00:10
Что такое, небольшой повтор в начале рецензии отбил охоту читать дальше?)
 


Ссылка на сообщение14 февраля 2011 г. 00:17
Жажда новых зданий — ничто ! Грамматика — наше все ! :-)))
 


Ссылка на сообщение14 февраля 2011 г. 08:37
Если автору лень потратить время на вычитку рецензии, то почему я должен тратить свои минуты жизнедеятельности на чтение данного опуса?
 


Ссылка на сообщение14 февраля 2011 г. 11:08
А вы всегда судите обо всем тексте по одному абзацу? Излишне поспешно, не находите?
К тому же от ошибок никто не застрахован, а в своем тексте ошибки найти гораздо сложнее, чем в чужом.
 


Ссылка на сообщение14 февраля 2011 г. 11:37
Не нахожу.

Вы прочитали первую книгу десятитомного цикла. Она Вам не понравилась. Читать дальше будете?
 


Ссылка на сообщение14 февраля 2011 г. 11:47
Не знаю. Некоторые, как это говорится, долго запрягают, так что может к третьему тому и разгонятся.

Но аналогия не уместная. За целый роман можно составить впечатление об авторе. За абзац же — увольте.
 


Ссылка на сообщение14 февраля 2011 г. 12:02
Об авторе нельзя, а вот об отношении рецензента к собственному тексту вполне. Абзац не только единственный, он ещё и первый.
 


Ссылка на сообщение14 февраля 2011 г. 00:17
Действительно кошмар. Сам в шоке.
Но исправил эту страшную ошибку.
 


Ссылка на сообщение14 февраля 2011 г. 00:19
Молодец, я сам хотел именно этот вариант посоветовать :-)))Тоже самое слово:-)))
 


Ссылка на сообщение14 февраля 2011 г. 08:46
Действительно, проще на скорую руку написать объёмную рецензию, чем вычитать хотя бы один абзац.
 


Ссылка на сообщение14 февраля 2011 г. 11:09
А еще проще ничего не писать, ничего не читать и раскритиковать весь текст за первую же строчку.
 


Ссылка на сообщение14 февраля 2011 г. 11:39
Во-первых, комментарий относился не к Вам. Во-вторых, я верю, что у автора рецензии достаточно ума и мужества ответить самому без ёрничания и хохмачества.
 


Ссылка на сообщение14 февраля 2011 г. 23:08
Не знал, что для ответа на претензию требуется определенное мужество.
Если вы имели ввиду, что я долго отвечают, то пардон — времени нет.

По сабжу: Я могу в основном только повторить слова камрада Aleks_McLeod, о том, что никто не застрахован от ошибок. Я не редактор, и не профессиональный рецензент. Я любитель. Пока что. И как и все — могу допустить ошибку. Вы мне на нее указали — за что спасибо. Хотите верьте, хотите нет — но перед отправкой, текст был вычитан раз пять точно. Изначально этот абазац вообще был не первым, а третьим или четвертым — отсюда и невнимательность к этой детали.

С другой стороны, я ответил вам с иронией, потому что меня насмешила такая категоричность во мнении. Честное слово — вам может понравиться рецензия, может нет (главное -что бы не оставила равнодушным), но прочитайте ее сперва полностью. Если одна, причем не самая страшная ошибка, не дает вам этого сделать — ваше право.


Ссылка на сообщение14 февраля 2011 г. 00:13
Вот что отсутствие фантлаба творит))) Книга за два дня прочитана)))
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение14 февраля 2011 г. 00:18
Ну почти 8:-0
Ну а что мне было делать,когда сайт не открывался и не открывался? :-)))
Продолжать и продолжать читать только .
 


Ссылка на сообщение14 февраля 2011 г. 00:20
Ну и пральна)))
Я сам вчера «Седую оловянную печаль» проглотил, не мог остановиться, пока не дочитал)))


⇑ Наверх