Еще года два назад, мой воображаемый список «авторов, к которым я всегда возвращаюсь», пополнил один хороший писатель по фамилии Зотов. Сначала он убедил меня в том, что может оригинально и захватывающе подать некую идею, а потом и доказал это, выпустив продолжения своих серий. Даже несмотря на то, что “Апокалипсис welcome: 3D” и “Республика ночь” оказались слабее своих предшественников, уровень исполнения был по-прежнему на достаточно хорошем уровне.
Однако именно “Ад & Рай” стал тем продолжением, которое, как мне кажется, многие не ожидали увидеть. Книга завершает начатую в прошлом романе историю, и главными героями снова являются Калашников и Малинин. Сюрпризом это стало потому, что автор несколько раз упоминал – идеи для продолжения есть, но уже без полюбившихся читателю главных героев. Однако несмотря на заверения Зотова и даже самих персонажей, о том, что продолжения не видать – судьба распорядилась иначе, и в данном случае это плюс, а не минус.
Честно говоря, из-за неторопливого темпа начала истории, меня порой не покидало стойкое ощущение, что “Ад & Рай” – это своеобразный “эпилог” к одноименной трилогии. Написанный не хуже предыдущих книг, с новым сюжетом и знакомыми героями, но все же больше эпилог, нежели отдельная самостоятельная история. Однако если у вас возникнет похожее чувство — отбросьте тревоги. Это ощущение обманчиво. Изначально кажется, что проблема лежит в той классической схеме триллера, по которой строится весь сюжет. Как обычно, действию нужно время на раскрутку – это логично и понятно, ведь никто не будет раскрывать, например, главный секрет уже на первых страницах. Но именно в этот раз кажется, что, то ли раскрутка немного затянута, то ли она на самом деле происходит чересчур неспешно. И это странно, поскольку проблема романа действительно глобальна, интересна и хорошо подана, а герои уже с первых глав попадают в несколько разборок – то есть экшн в порядке, и действие не буксует.
Понимание приходит спустя какое-то время. Все дело в большом перерыве, с которым вышла новая книга. Поскольку “Демон плюс” был издан в 2008 году, то и впечатления от того сюжета уже давно поостыли. И получается, что на хорошее освежение воспоминаний требуется какое-то время – отсюда и появляются подозрения о “растянутости”.
В новой истории можно выделить два основных времени – прошлое и настоящее. На первый взгляд кажется что мало – но помимо динамической смены нескольких сюжетных линий, присутствует и достаточно обширная география приключений. Вместе с героями, читатель снова посетит древний Рим, заглянет в современную Москву, Парфянское царство, и даже наведается в Ирак. И это, разумеется, не все, но раскрывать все карты заранее – вредно и неинтересно. Зато можно смело говорить о том, что Зотов, помимо экскурсий по земным местам, так же расширил представления читателей об Аде – вы заглянете не только в знакомые места, но и побываете в тех, которые в истории до этого еще не появлялись.
Количество персонажей, к четвертой серии, кажется, достигло максимума. Помимо, уже знакомых читателю “пар” Калашников-Малинин, Шеф-Голос, встретятся герои из всех трех книг – кто-то в качестве мимолетной роли, но большая часть, все же сыграет свою, довольно весомую, часть в сюжете. Но теперь не возникает такого ощущения, что Калашникова и Малинина несколько задвинули на задний план. И если поначалу, кажется, что да, честно говоря — без них можно было обойтись, то начиная со второй половины романа, автор прочно связывает линию двух героев с остальными. У Зотова получилось достичь баланса между количеством времени, выделенного для каждого персонажа. Во многом за это стоит благодарить динамическую сюжетную линию и бодрое переключении действия с одного места на другое.
Однако именно в персонажах на этот раз спрятался один из минусов. Увы и ах – но по уровню харизматичности, главный злодей сильно проигрывает предыдущим книгам. Несмотря на глобальность злодейского замысла, его исполнение выглядит несколько натянуто. Однако сама идея или, если угодно, финальная цель — получилась печально правдоподобной и актуальной на сегодняшний день.
Но если вы думаете, что из-за этого минуса личность злодея стала предсказуемой – то нет. Угадать “кто преступник” в очередной раз невозможно. Автор, разумеется, подкидывает некие подсказки, начиная где-то со второй половины книги, но только в том случае, если вы не знаток древнейшей истории и Библии – вряд ли это может помочь. На протяжении сюжета, читателю откроются такие детали истории, про которые пишут разве что в редкой энциклопедии, а вслух историки так вообще предпочитают не высказывать. Одним из плюсов является то, что в “Аду & Раю”, так же, как и в большей части книг автора, эти факты действительно интересно читать. Но тут уже вопрос в том, насколько вас вообще интересуют исторические детали истории. Достоверность такого материала можно конечно оспаривать, но в целом, я очень сомневаюсь, что автору нужно было вписывать их просто для поддержания сюжета. Историю то он свою поддерживает, но умело, осознанно и совершенно другим образом – традиционно вписывая события романа в исторический контекст. И делает он это все настолько аккуратно, что, даже осознавая факт выдумки, я бы лично не удивился, если бы события в реальности происходили именно так.
По ходу сюжета снова можно отметить некую тягу Зотова к кино-спецэффектам. Перестрелки, рукопашные разборки, и адреналиновые погони в этот раз радуют не только зрелищностью и масштабом, но и звуковым сопровождением. Как бы это странно не звучало, но именно так и есть – пара экшн сцен в книге происходит под известнейшую музыку AC/DC. А если вы слушали эту группу, то вполне можете представить – для экшн сцен их музыка подходит практически идеально. Чтобы получить максимальный эффект, я рекомендую не полениться, и погромче включить нужную музыку на чем угодно, в соответствующий момент сюжета. Проверено на себе – ощущения будут практически не хуже, чем в кино.
Вспоминая фирменные особенности стиля писателя, обязательно стоит сказать, что самым лучшим образом обстоит ситуация с юмором и взглядами Зотова на разные нынешние проблемы. Введя линию современного мира, автор снова получил возможность издеваться над знакомыми нам знаменитостями в разных областях культуры – от музыки до политики. Помимо стеба над сегодняшним днем и великолепных диалогов Шефа и Голоса, автор снова подкалывает героев, читателей, себя и классические штампы сюжета, устами персонажей возобновляя разговоры о том, что они – герои книги, и продолжая жаловаться на отсутствие любовной линии у Малинина. Однако же в этот раз, практически все приколы такого рода не канут в небытие – а получает свое прямое развитие.
И еще практически никогда до этого, автор так напрямую не высказывал свое мнение о той или иной проблеме. Развивая тему о человеческой глупости, жадности и жестокости, он уже практически не вуалирует ее за персонажами. Некоторые сцены, по своему содержанию, запросто переплюнут и разного рода истории о продаже душ, и некоторые сцены убийств из предыдущих книг. Идея о коррупции в церкви в этот раз вообще фактически дойдет до своего пика. Автор то и раньше особо не сдерживал себя в рамках, но в этот раз их почти, что и нет.
Резюмируя общие впечатления, скажу следующее: четвертая книга в общей сложности – это такой ядерный коктейль из лучших ингредиентов всей трилогии, почти идеально выдержанный и сбалансированный. Неторопливое начало, вызывающее некое удивление, является лишь ширмой для адреналинового содержимого. В книге есть все, что когда-либо вам приглянулось у этого автора – черный, отчасти циничный юмор, закрученный сюжет, интересные исторические вставки и факты. И практически нет минусов, каким обычно грешили продолжения – например, несбалансированность между главами персонажей или зашкаливающее количество мата. Правда нет и чувства новизны – на четвертой книге история конечно уже смотрится не так оригинально, как в первый, или второй раз, но надо отдать Зотову должное – он явно старается разбавить ситуацию по мере увеличения количества своих книг.
По словам автора – это официальное завершение приключений Калашникова и Малинина. И несмотря на постоянные заверения писателя и героев в предыдущих частях, все-таки в этот раз верится, что это — финал. На фоне всей трилогии книга нисколько не проигрывает своим предшественницам, и поэтому всем любителям Зотова стоит ее приобрести. Я не буду упоминать в очередной раз о том, кому книгу следует читать, а кому лучше воздержаться. Напоследок мне хочется сказать другое – это достойная серия достойного автора. Если вы еще не читали Зотова – то обязательно попробуйте, отодвинув свои границы морали. Да, цинично, да жестко – но все это написано в соответствии с понятиями реального времени. И что немаловажно – написано не глупо, не на пустом месте. За всеми компонентами скрывается одна простая, но очень важная и актуальная мысль. Но при этом то, что лежит на поверхности, ничуть не хуже того, что лежит “внутри”. Это действительно отличная книга, полная захватывающих событий, множества персонажей, загадок, и хорошего черного юмора.
Читать – крайне рекомендую!
P.S. За предоставленный текст романа выражаю благодарность издательству АСТ
P.P.s. Сама книга ориентировочно выходит 1 марта.