“Второе правило волшебника” является продолжением первой книги, и работает, если можно так сказать, в классических рамках “второй части”. Правда, слава богу, Гудкайнд следует не правилу “Чем больше и масштабнее – тем лучше”, а идет по другому направлению, и развивает созданный им же мир, расширяя границы и добавляя новых героев. Но все же, правды ради, стоит отметить, что масштабы происходящего на середине книги все-таки умудряются возрасти.
Самый интересный факт заключается в том, что поначалу, вся вторая книга вызывает своим существованием вопрос “Зачем? ”, и смотрится, в целом, то ли послесловием первой истории, то ли каким-то диким ее ответвлением. Так происходит из-за того, что Гудкайнд, завершив историю “Первого Правила”, фактически расставил все точки над “и”. Да, там возможно, могло бы остаться несколько мелких вопросов, но по большому счету это было бы уже не суть как важно. История была рассказана, а финал выглядел вполне законченным.
Но раз автор нашел причину для того чтобы продолжить историю, то наверное у читателя должна быть причина ее прочитать. Тем более, несмотря на такой серьезный недостаток книги, все равно, возвращаться в мир Гудкайнда было весьма интересно.
Встречает правда книга не самым лучшим образом. Первые главы, ровно, как и в прошлый раз, грешат отсутствием каких-то интересных сюжетных действий и достаточным количеством воды. Честно говоря, концепция второй книги вообще во многом повторяет первую – медленная раскачка сюжета, нагнетание напряжения на протяжении середины, и последние несколько глав – весьма бойкий экшен, который ко всему прочему подстегивается отсутствие у главных героев большого количества времени для очередного “спасения мира”.
Как бы ни странно было бы это признавать, но один из плюсов Гудкайнда в целом, и книги в частности – именно некий реалистичный стиль, граничащий порой с натуральным садизмом. Как бы это ни было плохо, но описание таких вещей автору удается на славу, и именно благодаря этому, ему удается задеть чувства читателя, по отношению к героям, терпящим страдание и боль. Потому что, честно говоря, особо живой и интересной харизмы, у героев по-прежнему не наблюдается. С этим пунктом вообще вырисовывается та еще проблема. Из старых персонажей настоящее развитие получает разве что Ричард, которого заставляют сломить своё упрямство, да Зедд, но и тот – в одном небольшом отрезке пути. Есть еще лучник Чандален, но сложно сказать, насколько он “старый персонаж”, ведь в первой книге он появляется только в паре небольших эпизодов. Однако вот он, как раз, выглядит намного интереснее на фоне своих спутников, потому что постоянно прогрессирует, как персонаж. А вот с новыми участниками действа все обстоит несколько лучше, и среди них есть пара-тройка действительно интересных личностей, таких, как например сестра Верна, аббатиса или чародей Уоррен. Помимо них в эпизодах мелькает большое количество второстепенных героев, имена которых ты не запоминаешь, но нареканий они не вызывают. Новая проблема с персонажами подобралась нынче с другой стороны – со стороны злодея. Натурального и харизматичного Даркена Рала заменил безликий Владетель, выполняющий роль “фонового зла”, которое как бы есть, но сидит в подполье и атакует героев исключительно своими приспешниками. Ну а приспешники просто теряют все свои шансы, по сравнению с персонажем Денны, из первой книги.
Зато проблему с героями неплохо окупает исследования мира, над которым Гудкайнд заметно поработал. Интересно выглядят новые места – храм сестер Света, окружающие его окрестности, магическая пустыня. Но даже при явной работе над материалом, у мира автора явно еще есть потенциал, что вероятно понимал и сам Гудкайнд, подбрасывая читателю названия еще невиданных им мест.
Помимо интересного мира, автор грамотно сыграл на ностальгии фанатов, преподнося им пару хороших сюрпризов по ходу повествования. А уже знакомая читателя тема “правил волшебника” продолжает развивать идею о человеческой глупости и жестокости, которые на самом деле и приводят ко всем бедам.
По заключении можно сказать – книга чуть уступает первой части, в основном из-за своей изначальной “ненужности”. Написана она и построена по принципу своей предшественницы, и пока такая концепция не надоедает. Есть минусы, но они схожи с первой частью, и особым сюрпризом для читателя не станут. Видна работа над ошибками – в этот раз Гудкайнд таки оставил пути для развития истории в дальнейшем направлении, а созданный им мир еще хранит в себе свой собственный потенциал. В итоге – если вам не надоели фэнтези со стандартной концепцией “спаси мир”, то прочитайте для начала первое правило. Тем, кто уже читал первую книгу, при желании, можно смело браться за вторую часть – благо все те хорошие вещи, которые были придуманы с самого начала, остались, и даже кое-где приумножились. Таким образом, на данный момент история Гудкайнда еще имеет смысл продолжения – посмотрим, что у автора получилось дальше.