Из Италии и Испании вернёмся в Россию.
Произведения «русской готики» экранизировали в нашей стране ещё на заре синематографа, и успешно: в 1912 году гениальный русский (а после известных событий, к сожалению, французский) режиссёр польского происхождения Владислав Старевич, оказавший огромное влияние на развитие мирового кино и мультипликации, снял фильм по одной из самых жутких повестей Гоголя — «Страшная месть». Увы, картина, удостоенная Золотой медали на очень солидном конкурсе фильмов в Милане в 1914 году, до наших дней не сохранилась. В послужном списке Старевича ещё несколько экранизаций Гоголя , в том числе — «Вий» (ещё раньше — в 1906 — «Вия» также экранизировал режиссёр Василий Гончаров).
При советской власти киноужасы не приветствовались, поэтому и отсутствовали как жанр. Однако, нельзя не упомянуть нашумевший фильм Вий 1967 года (по всё той сверхпопулярной повести Гоголя), получивший в народе титул «первого советского фильма ужасов». Наш ответ «Маске Сатаны» — зарубежной экранизации «Вия» Марио Бавы. Неискушённый советский зритель был здорово напуган, хотя сейчас некоторые «ужасы» фильма выглядят наивно. Возможно, первоначальный вариант молодых режиссёров Ершова и Кропачёва был более «брутальным», но руководству Мосфильма он показался «слишком реалистическим» и картину доснимал известный режиссёр-сказочник Александр Птушко.
C началом perestroiki многое стало дозволено, в том числе и снимать фильмы ужасов. И, конечно, внимание сценаристов сразу привлёк такой шикарный исходный материал, как «русская готика» 19-первой трети 20 вв. В 1988 году появился знаменитый Господин оформитель (первоисточник для экранизации — рассказ «Серый автомобиль» Александра Грина), в 1991 — Жажда страсти по рассказам Валерия Брюсова (в первую очередь по рассказу «В зеркале»), также выполненный в эстетике «декаданса». Хотя «Жажда страсти» запомнилась в основном сценой лесбийских ласк, одной из первых в советском кино, да ещё и с участием суперзвезды — Анастасии Вертинской.
Не обошли вниманием сценаристы и А. К. Толстого.
«Интеллектуальный ужастик» Семья вурдалаков (1990). Ясно, что это экранизация «Семьи вурдалака». Только действие перенесено в современность — фотожурналист приехал в русскую глухомань и ... тут-то всё и завертелось. Об этой картине Геннадия Климова и Игоря Шавлака с самим Шавлаком в главной роли мне доводилось читать самые противоречивые отзывы: от «великолепный фильм, классика русского хоррора» до «худший фильм в истории советского кино». Пожалуй, второе мнение к истине поближе, чем первое. Не буду к фильму совсем уж жесток, но он откровенно скучноват. Попытка создать соответствующую атмосферу шорохами-скрипами, тенями, мрачноватыми пейзажами и депрессивной музыкой удалась не полностью; а денег на спецэффекты у «кооперативного кино», даже не смотря на спонсорскую помощь коммерческого банка, видимо, не нашлось.
Пьющие кровь (1991) на основе толстовского «Упыря». Первая попытка создать русский блокбастер в жанре ужасов. Известный режиссёр — Евгений Татарский («Приключения принца Флоризеля», «Золотая мина», «Джек Восьмёркин — американец»), опытный оператор Константин Рыжов; хороший актёрский состав — в главной роли Андрей Соколов (на тот момент один из самых популярных молодых отечественных актёров) и признанные звёзды европейского уровня — Марина Влади и Донатас Банионис; в главной женской роли — экс-мисс Тирасполь Марина Майко, а в роли «оруженосца», спутника героя — Андрей Ургант. Писать музыку для фильма, памятуя об успехе «Господина оформителя», позвали Сергея Курёхина. Несмотря на столь «тяжёлую артиллерию» выдающейся картина не стала, но в целом — это добротная работа, хоть и без «изюминки». Фильм снят в духе оригинала, без всяких «осовремениваний» — романтизм, середина 19 века.
Наконец, надо вспомнить о фильме Папа, умер Дед Мороз (1992) Евгения Юфита Владимира Маслова (Гран-при МКФ в Римини '92). Хотя этот чёрно-белый, авангардный, почти бессюжетный фильм, снятый в жанре так называемого «некрореализма», имеет не так уж много общего с произведением Толстого, но формально снят по мотивам «Семьи вурдалака». В главных ролях Анатолий Егоров и Иван Ганжа (Жаровкин из «Собачьего сердца»). Действие опять-таки перенесено в наши дни. Писатель приезжает к родственникам в глухую деревню, чтобы в тишине и покое закончить рассказ «про мышь бурозубку» (хотя бурозубка, честно говоря, и не мышь вовсе). И тут всё завертелось...