Карен Лорд была объявлена лауреатом премии Уильяма Л. Кроуфорда за 2011 год (William L. Crawford Award) за свой первый роман Redemption in Indigo (Small Beer Press). Премия, вручаемая ежегодно на Международной конференции по фантастике в искусстве (The International Conference on the Fantastic in the Arts), присуждается новому автору фэнтези, чья первая книга вышла в прошлом году. В этом году конференция пройдёт 16-20 марта в Орландо, Флорида, США.
Её соперницами были
o Zoo City, Lauren Beukes (Angry Robot),
o The Hundred Thousand Kingdoms, N.K. Jemisin (Orbit),
o Crossing Over, Anna Kendall (Gollancz/Viking Juvenile)
Жюри также хотело номинировать книги двух других авторов: Robert Jackson Bennett за Mr. Shivers (Orbit) и Amelia Beamer за The Loving Dead (Night Shade), но некоторые члены жюри посчитали их чем угодно (хоррор или НФ), но только не фэнтези, что противоречит условиям учредителя премии, Андре Нортон.
В процессе выдвижения и отбора участвовали писатели и критики с обоих берегов Атлантики: Niall Harrison, Cheryl Morgan, Graham Sleight, Paul Witcover, John Clute, Jonathan Strahan, Liza Trombi, Farah Mendlesohn, Ellen Klages, и Kelly Link (которая как издатель Small Beer Press взяла самоотвод при финальном голосовании).
В этом году я узнаЮ так много нового об интересных дебютантах, и их, мне кажется, стало больше. Также поразительно широкой становится география номинантов и лауреатов жанровых премий. В последнее десятилетие американцев с канадцами изрядно потеснили британцы, к ним периодически присоединяются ирландцы и австралийцы, а в этом году уже на вторую (надеюсь, не последнюю) премию выдвигается южноафриканка Лорен Бьюкс, о которой я писал в своём прошлом посте. Однако же, победителем стала жительница карибского острова Барбадос Карен Лорд. Дебютировать в литературе в 42 – не так уж и поздно, Варшавский начинал в 54. Карен Лорд имеет ученую степень в области социологии и считает, что литературное творчество уравновешивает её научную работу. Роман, принесший ей победу, является фэнтезийным переосмыслением сенегальской народной сказки. В книге есть колдуны, духи, магия и бездна африканского колорита.
Ещё одна интересная чёрная дебютантка Н.К. Джемисин выпустила в прошлом году первые два тома трилогии «Наследство», а на эту премию, естественно, номинирован только первый. Его главная героиня вынуждена вступить в борьбу с многочисленными кузенами и кузинами за право унаследовать трон варварского королевства, и, к её удивлению, её союзниками становятся не только некоторые родственники, но и боги, вынужденные жить среди людей после поражения в древней битве. Рецензенты отмечают влияние Желязного в этом захватывающем хитросплетении политики, убийств, расизма и божественного влияния на жизнь простых смертных.
Роман Анны Кендалл тоже повествует о борьбе за трон, только для среднего школьного возраста. Главный герой 14-летний Роджер имеет редкий дар переходить из мира живых в мир мёртвых и обратно. Это атмосферный роман взросления, переплетающий обреченную рыцарскую любовь и непростые странствия Роджера, когда он пытается понять этот мир.
«Некондиционные» романы по-своему тоже хороши. Действие романа Роберта Джексона Беннетта происходит в Америке во время Великой Депрессии. Такой роман смогли бы написать совместно Стивен Кинг и Джон Стейнбек, если бы их не разделяли два поколения. Это роман о том, на что можно пойти ради мести; о том, что иные люди готовы ради этого отказаться от человеческого облика.
А последняя дебютантка из обоймы – персона совсем неожиданная. Амелия Бимер работает в редакции журнала Локус редактором и рецензентом. Главные герои её романа – соседи по общажной комнате. Завязка трэшевая: на вечеринке прямо в этой комнате все их гости постепенно превращаются в злобных зомбей. Потом оказывается, что это не только у них, это по всей Калифорнии, и это эпидемия, которая разносится половым путем и поцелуями. Чтобы остаться в живых героям нужно добраться до единственного зомбоупорного места на всю округу – до Алькатраса.
***
Шон Тан номинирован на ОскарКороткий анимационный фильм австралийского художника Шона Тана The Lost Thing (Passion Pictures) стал одним из пяти финалистов на премию Оскар в категории коротких анимационных фильмов. Его режиссерами являются Шон Тан и Эндрю Руэман, и он снят по иллюстрированной книге самого Тана. Художник/режиссер/«и швец и жнец…» Тан уже собирается на церемонию. Говорит, пора, дескать, и смокингом обзавестись…
Локус спросил у Тана, как он себя чувствует в качестве финалиста такой престижной премии: «Обалденно, изумительно, это просто какой-то странный сдвиг реальности!» – ответил тот. – «Конкуренция была очень жёсткой – стандарты коротких анимационных фильмов ныне очень высоки, и насчет наших шансов я испытывал одновременно и оптимизм, и пессимизм, исходя из того, как всё это делалось. Наша команда совсем маленькая (над визуальной стороной трудились всего четверо), и мы горбатились над фильмом в крошечной студии на задворках Мельбурна над автоматической прачечной. Мы с моим продюсером Софи Бирн работали над проектом в течении девяти лет с перерывами, с тех пор как первые наброски были сделаны в 2001 году. Еще тогда мы прикалывались насчет номинации на Оскар, а теперь так странно осознавать, что это на самом деле. Самое хорошее в этом – привлечение внимания к нашему фильму, в противном случае его ожидало бы быстрое забвение, как это часто бывает с короткими анимационными фильмами.»
Хотите узнать о фильме больше – посетите его официальный вебсайт. Церемония вручения Оскаров (83rd Academy Awards) состоится 27 февраля в Театре Кодака в Голливуде.