Вот снимаем мы кино. Одно за другим. То «Дозоры...», то «Антикиллеры», то «Параграфы» и тд и тд. В данном случае не будем говорить о проблемах режиссуры и качествах сценариев, не будем говорить о бюджетах и операторском мастерстве. Это все достойно отдельных тем, да и говорено об этом немало везде и всеми. Поговорим об актерах. О тех, кто собственно все это дело и воплощает на экране. Ну и.... А говорить то собственно и нечего практически. Из ленты в ленту кочуют все одни и те же. Хабенский, Куценко, Векслер, Пореченков... А уж актеры на роли второго плана, на эпизод, массовка... Это же вообще обрыдаться можно. Показывают бандита, а у него на морде написано наличие интеллигентской родословной в пяти поколениях, осложненной двумя высшими образованиями. Оборванец в средневековых лохмотьях тоже смотрит с экрана аспирантским взором...
А где ж их взять-то, резонно спросят меня. Других-то нет. ВГИК и Щепка, Щука и Гитис только таких и выпускают. Персонажи Чеховские и Зощенковские, Толстовские и Гоголевские — хоть залейся. А вот фактурных морд, а уж тем более образин, какими битком набита любая голливудская продукция — нет как нет. А в результате ни фантастика, ни детектив, ни боевик в нашем сермяжном исполнении не выглядят живыми, натуральными, натуралистичными. В последние 3-5 лет, правда, положение чуть-чуть стало выправляться. По крайней мере, кое-где в эпизодах мелькают лица именно фактурные, более точно сопрягающиеся и с образом персонажей и с антуражем фильма. Судя по всему, бывшие спортсмены, может быть отставные военные и тд. Но мало, мало...
А ведь это крайне важная составляющая кинопроизводства, — кастинг. Подобрать актеров, массовку так, чтобы не происходило у зрителя «расслоения» восприятия. Чтобы бандиты и разбойники на экране были похожи на бандитов и разбойников, а не на профессоров филологии, чтобы злодеи выглядели злодеями, а не сонными домохозяйками.
А вспомните, ведь именно благодаря таким, пусть небольшим, пусть крохотным ролям создавалась мгновенно узнаваемая атмосфера «Безумного Макса», «Горца», «Коммандо», «Бегущего по лезвию бритвы», «Чужих», ..... Список можно продолжать бесконечно.
Дело в том, что Голливуд битком набит не только и не столько актерами-звездами, но и актерами «маленькими», специализирующимися именно на крошечных ролях, эпизодах. В списках потенциальных участников массовки сотни тысяч самых разных людей, не имеющих зачастую никакого отношения к кино — полицейских и домохозяек, мусорщиков и клерков, безработных и водителей-дальнобойщиков. Из этой армии специалисты по кастингу всегда имеют возможность выбрать нужную фактуру. И иногда именно из крошечных ролей, из массовки и появляются всеми затем узнаваемые лица, и именно они создают достоверную «ауру» фильма, полностью соответствуя сюжету, времени действия, фантастическому или криминальному антуражу.
Только навскидку — Вернон Веллс (Безумный Макс), Ланс Хенрикссен (Чужие), Брайон Джеймс (Бегущий по лезвию бритвы), Рон Перлман (Блейд2, Чужой4), Клэнси Браун (Горец) .... и тд и тд.
А вспомните фактурные рожи в эпизодах и массовках «Индианы Джонса» и «Блейда», «От заката до рассвета» и «Десперадо», «Палача» и «Плачущего убийцы»... А ведь это только несколько фильмов. А их сотни... Фильмы категории А и категории Б, ужасы и вестерны, фантастика и боевики.
Нет, я лишь тогда наверное смогу смотреть наши отечественные «жанровые» картины, когда наконец появятся на экране подходящие именно для этих фильмов актеры. Интересно, когда это случится и... случится ли?