Враг математиков


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «lord_lex» > Враг математиков!
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Враг математиков!

Статья написана 20 января 2011 г. 21:15

Читая рассказы Эдгара Аллана По, я нашёл себе надёжную поддержку и опору. Писатель помог мне спорить со знакомыми математиками, применяя при этом цитаты.

Вот несколько интересных цитат:

цитата Убийство на улице Морг

«Так называемые аналитические способности нашего ума сами по себе малодоступны анализу. Мы судим о них только по результатам. Среди прочего нам известно, что для человека, особенно одаренного в этом смысле, дар анализа служит источником живейшего наслаждения. Подобно тому как атлет гордится своей силой и ловкостью и находит удовольствие в упражнениях, заставляющих его мышцы работать, так аналитик радуется любой возможности что-то прояснить или распутать. Всякая, хотя бы и нехитрая задача, высекающая искры из его таланта, ему приятна. Он обожает загадки, ребусы и криптограммы, обнаруживая в их решении проницательность, которая уму заурядному представляется чуть ли не сверхъестественной. Его решения, рожденные существом и душой метода, и в самом деле кажутся чудесами интуиции. Эта способность решения, возможно, выигрывает от занятий математикой, особенно тем высшим ее разделом, который неправомерно и только в силу обратного характера своих действий именуется анализом, так сказать анализом par excellence [По преимуществу (франц.).] Между тем рассчитывать,

вычислять — само по себе еще не значит анализировать. Шахматист, например, рассчитывает, но отнюдь не анализирует. А отсюда следует, что представление о шахматах как об игре, исключительно полезной для ума, основано на

чистейшем недоразумении.»

цитата Пропавшее письмо

«Не спорю: математики сделали все, от них зависевшее, чтобы укрепить свет в заблуждении, на которое вы

ссылаетесь и которое остается заблуждением, как бы его ни выдавали за истину. Они, например, с искусством, заслуживающим лучшего применения,

исподтишка ввели термин «анализ» в алгебре. В данном обмане повинны французы, но если термин имеет хоть какое-то значение, если слова обретают

ценность благодаря своей точности, то «анализ» столь же мало означает «алгебра», как латинское «ambitus» [Круговое движение (лат.).] — «амбицию»,

а «religio» [Добросовестность (лат.).] — «религию».

— Я предвижу, что вам не избежать ссоры с некоторыми парижскими

алгебраистами, — сказал я. — Однако продолжайте.

— Я оспариваю универсальность, а тем самым и ценность любой логики, которая культивируется в какой-либо иной форме, кроме абстрактной. И в

частности, я оспариваю логику, выводимую из изучения математики. Математика — это наука о форме и количестве, и математическая логика — это всего лишь логика, прилагаемая к наблюдениям над формой и количеством. Предположение, будто истины даже того, что зовется «чистой» алгеброй, являются абстрактными или всеобщими истинами, представляет собой великую ошибку. И эта ошибка настолько груба, что мне остается только изумляться тому единодушию, с каким ее никто не замечает. Математические аксиомы — это отнюдь не аксиомы всеобщей истины. То, что справедливо для взаимоотношений формы и количества. Часто оказывается вопиюще ложным в применении, например, к морали. В этой последней положение, что сумма частей равна целому, чаще всего оказывается неверным. Эта аксиома не подходит и для химии. При рассмотрении мотивов она также оказывается неверной, ибо два мотива, из которых каждый имеет какое-то значение, соединившись, вовсе не обязательно будут иметь значение, равное сумме их значений, взятых в отдельности. Существует еще много математических истин, которые остаются истинами только в пределах взаимоотношений формы и количества. Однако математик, рассуждая, по привычке исходит из своих частных мыслей так, словно они обладают абсолютно универсальным характером — какими их, бесспорно, привык считать свет. Брайант в своей весьма ученой «Мифологии» упоминает аналогичный источник ошибок, когда он говорит: «Хотя мы не верим в языческие басни, однако мы постоянно забываемся и делаем из них выводы, как из чего-то действительно существующего». Тем не менее алгебраисты, сами язычники, неколебимо верят в «языческие басни» и выводят из них заключения не столько по причине провалов памяти, сколько благодаря непостижимому затмению мыслей. Короче говоря, мне еще не доводилось встречать математика, которому можно было бы доверять в чем-либо, кроме равенства корней, и который втайне не лелеял бы кредо, будто x2+px всегда абсолютно и безусловно равняется q. Если хотите, то попробуйте в качестве опыта сказать кому-нибудь из этих господ, что, по вашему мнению, бывают случаи, когда x2+px не вполне равняется q, но, втолковав ему, что вы имеете в виду, поторопитесь отойти от него подальше, иначе он, без всякого сомнения, набросится на вас с кулаками.»



Тэги: По, Цитаты


142
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение20 января 2011 г. 21:37
А

цитата

спорить со знакомыми математиками
по поводу чего? Из цитат представить себе суть такого спора у меня не получилось 8:-0
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение20 января 2011 г. 21:43

цитата aznats

по поводу чего? Из цитат представить себе суть такого спора у меня не получилось 8:-0

По поводу

цитата Эдгар Аллан По

исподтишка ввели термин «анализ» в алгебре
:-)
 


Ссылка на сообщение20 января 2011 г. 21:50
Насколько я помню, «анализ» буквально означает разложение. Алгебра, во всяком случае, знакомая мне по школе :-))), на этом разложении вся и работает. В чем проблема-то?
 


Ссылка на сообщение20 января 2011 г. 22:02
Проблема в том, что я, как и По, авторитет которого в моих глазах значительно выше авторитета, например, Лобачевского, оспариваю абстрактную логику, а следовательно и абстрактный анализ, который я пытаюсь понять в старших классах. Плюс, я не люблю саму эту науку, не зря Нобелевская премия не вручается математикам. Но это уже личное :-)
 


Ссылка на сообщение20 января 2011 г. 22:13
Авторитет По- в литературе. Авторитет Лобачевского — в математике. Они в принципе не сравнимы, как теплое и мягкое. Или, если так больше нравится, в литературе авторитет По на порядок выше аторитета Лобачевского, а в математике- наоборот.
Абстрактная логика ( мышление и все остальное)- это просто способность оперировать не только конкретными предметам, но и их символами. Когда ты решаешь 2а=4 ты пользуешься именно этим. Так что ничего плохого в этом уж точно нет.

А математику очень многие не любят. При этом людей, которым математика школьного уровня действительно была бы сложна по особенностям организации психики не так много. Обычно это просто очень плохое преподавание ( и учителя, и программа, и учебники, и вообще организация процесса). Мне в школе с преподавателями повезло, математику всегда любила. Зато последние 2 класса у меня была никакая учительница. Если бы она была с самого начала, не то что любви к математике бы не было, но и решать бы элементарные задачи так бы и не научилась бы.
 


Ссылка на сообщение20 января 2011 г. 22:29
Вы когда в школе учились, изучали элементы высшей математики? Типа логарифмы, производные, первообразные?
 


Ссылка на сообщение20 января 2011 г. 22:35
В школе не помню, кажется, почти нет. Но в институт на вступительных сдавала ( именно логарифмы, производные и все такое)- пришлось за пару месяцев разобраться.
 


Ссылка на сообщение21 января 2011 г. 11:13
Логарифм -- «элемент высшей математики»???

Ололошеники лоло...

Посыпаю голову пеплом, помышляю о конце света и уходе в скит.
 


Ссылка на сообщение20 января 2011 г. 22:29

цитата lord_lex

я, как и По, авторитет которого в моих глазах значительно выше авторитета, например, Лобачевского, оспариваю обстрактную логику,

По абстрактную логику не оспаривает.

цитата По

Я оспариваю универсальность, а тем самым и ценность любой логики, которая культивируется в какой-либо иной форме, кроме абстрактной.
 


Ссылка на сообщение20 января 2011 г. 22:30
Всё, хватит, я не хочу драться!
 


Ссылка на сообщение20 января 2011 г. 22:32
Даже если так, Вы думаете, По не оспаривал абстрактную логику?
 


Ссылка на сообщение20 января 2011 г. 22:42
Конкретно По — не знаю.
Герой же рассказов — точно нет. Он оспаривает математическую логику, не считая ее абстрактной, потому что

цитата

математическая логика — это всего лишь логика, прилагаемая к наблюдениям над формой и количеством.

А следовательно не универсальна и цены не представляет.
 


Ссылка на сообщение20 января 2011 г. 22:46

цитата lord_lex

Вы думаете, По не оспаривал абстрактную логику?

По цитатам получается, что нет. Он возмущался тем, что «алгебрасты» применяют законы математики к другим , не математическим сферам. И был, разумеется, абсолютно прав. Он был против абсолютизации математики, признания за ней единственной и абсолютной истинности во всем.
Поэтому и призывал к чисто абстрактной, свободной от принадлежности к какой-нибудь конкретной научной дисциплине, логике.
Насколько я понимаю, такой проблемы уже давно нет. Нет абсолютизации математики, есть формальная логика как наука.
 


Ссылка на сообщение20 января 2011 г. 23:19
Ну а чисто теоретически он же мог так думать. А как по вашему, Дюпен смог бы разгадывать преступления, если бы использовал абстрактное мышление, асбстрактную логику?
А математический анализ по моему есть лишь сборник правил и формул, которые ты должен выучить и сидеть решать интегралы, не зная, собственно, для чего они нужны(интегралы).
 


Ссылка на сообщение20 января 2011 г. 23:32

цитата lord_lex

А как по вашему, Дюпен смог бы разгадывать преступления, если бы использовал абстрактное мышление, асбстрактную логику?

Вообще-то именно ее он и использовал :-)))

цитата lord_lex

А математический анализ по моему есть лишь сборник правил и формул, которые ты должен выучить и сидеть решать интегралы, не зная, собственно, для чего они нужны(интегралы).

Если добавишь « в школе» ( а не вообще), то спокойно соглашусь. Но это проблема нашей ( а может, и не только нашей) школы.
 


Ссылка на сообщение20 января 2011 г. 23:42

цитата aznats

Вообще-то именно ее он и использовал :-)))

А это ещё и доказать надо. Такое мышление не может быть многосторонним, на мой взгляд.
 


Ссылка на сообщение21 января 2011 г. 00:24
Это не все мышление, это способ, инструмент, который применяется по необходимости и вместе с другими способами/инструментами. Дюпен прекрасно ориентируется в реальности и ее связях, хорошо разбирается в психологии — это тоже инструменты, которые он использует.
Но попробуйте убрать все его логические выводы и анализ ситуации- получится у него что-нибудь?
Письмо должно быть в доме. ( первая посылка, сделанная на основе анализа ситуации)
Даже после тщательнейшего обыска доме его не нашли. ( факт, вторая посылка)
Письмо не спрятано обычным способом, лежит на виду ( логический вывод из посылок и одновременно понимания психологии). ( как записать в формулах формальной логики не знаю, но скорее всего, это не так сложно)

Именно логика позволяет найти решение, без нее вывод из посылок не делается и поиски продолжаются тем же способом либо переносятся в другие места. В обоих случаях результата не будет.
 


Ссылка на сообщение21 января 2011 г. 15:19
Но Дюпен-то пользуется не какими-то широко признанными методами и правилами, а использует силу своего мышления. Если По так не любит пройдох математиков, стал бы он наделять своего героя математической логикой? Тем более, что она, по моему, кроме как в математике, нигде не нужна
 


Ссылка на сообщение21 января 2011 г. 18:57

цитата lord_lex

Но Дюпен-то пользуется не какими-то широко признанными методами и правилами, а использует силу своего мышления.

А в чем, по-вашему, эта самая сила? На мой взгляд ровно в том, что он владеет таким инструментом как логика. Это не значит, что он этому специально учился. Но в резульате каких-то его предыдущих постоянный умственных упражнений она развилась.
По поводу правил... Скажем так. Если вы совсем не умеете водить машину, правила ( что в каком порядке и как имено делать) вам помогут научиться. Если вы хорошо водите большая часть этих правил вам уже не нужна, вы этой деятельностью полностью владеете. Но при способностях можно научиться водить и вовсе без правил.
Поэтому «признанными правилами» Дюпен не пользуется, он уже владет логикой.

цитата lord_lex

Если По так не любит пройдох математиков, стал бы он наделять своего героя математической логикой?

То, что демонстрирует Дюпен, вряд ли именно математическкая логика. Это скорее то, что По называет абстрактной, не связанной с конкретными дисциплинами логикой.
 


Ссылка на сообщение21 января 2011 г. 19:14
Боюсь, что что к консенсусу мы
так и не придем.
 


Ссылка на сообщение21 января 2011 г. 19:15
Это не страшно. Закрыли тему. :beer:
 


Ссылка на сообщение21 января 2011 г. 23:49
:beer:


⇑ Наверх