Из-за окоема поднималось багряное, как праздничная рубаха, солнышко. Но Лихобору было не до того. Жестокая улыбка тронула его мужественное лицо. Он надел онучи и начал спускаться с бугра. Ему снова предстояло драться: с колдунами, лешими, басурманами — кто под руку подвернется.
Мистер Фрай
Во всем виноваты татары. И велосипедисты Византия. И еще скандинавы, иже пришедши княжить и володеть, свиньи рогатые.
Нет, я серьезно.
Причина того, что у нас как-то не заладилось со славянским фэнтази (если уж нас волнует именно этот вопрос) в принципе, в этих явлениях. Точнее, в той причинно-следственной волне, которую они породили.
Наш устный эпос так и не сложился в стройную систему, и более того — его начали фиксировать уже в 19 веке, подражая немцам с их мощным интересом к фольклору. Ни Томаса Мэлори, ни Гальфрида Монмутского, ни Ариосто у нас не было. Не было университетов, (а как следствие — не было Вийона). Не было театра — и отсутствовал Шекспир. Не было ни Сервантеса, короче.
Это я по верхам, по верхам — любой филолог после курса зарубежной лит-ры легко меня дополонит и переполнит. Но я не про факты. Я про тенденцию. Я тут накидаю, а там сапиенти сат и хоть трава не расти.
Короче, все такое русскому человеку не пристало.
А что ему пристало?
Молиться, поститься и слушать радио Радонеж
У нас было «Слово о полку», ПВЛ, моление Даниила Заточника, разные сказания о Владе Цепеше и сильно позже — всякие повести о Петре и Февронье и Юности честные зерцала (которые Петр надергал с миру по нитке)
А уникальные самобытные жанры — былины, былички, духовные стихи, апокрифы, народные агиографии были зафиксированы слишком поздно. Тогда, когда они уже не могли оказать воздействия на самостоятельно развившуюся традицию светской литературы — естесственно, калькированную с французских образцов.
Огромный пласт понятий, верований, самой сырой материи русского языка оказался недостижим и непостижим для лучших и талантливейших писателей.
Поэтому, когда появился Гоголь, все ахнули — какой язык, какое лексическое и смысловое богатство. Эх, поздно.
Нам бы таких Николай Васильевичей хотя бы взвод на русскую литературу — все б от нашей печки плясали бы. А теперь же — догонять чужой сказочный поезд бессмысленно. А ладить свою птицу-тройку — поздно.