[IMGRIGHT]http://www.fantlab.ru/images/editions/big...[/IMG]
Очень неоднозначное впечатление оставило у меня это произведение. Нечасто случается так, что по ходу чтения произведения я был вынужден резко повысить оценку. К сожалению, наоборот случается значительно чаще. С первых же страниц я был, мягко говоря, удивлен. Создавалось полное впечатление, что Геммел начал рассказывать свою историю с середины. Обычно, если центральным событием фэнтезийного романа является война, то роман и начинается с началом войны, а у более предусмотрительных авторов — и с подготовки враждующих сторон к военным действиям. Геммел же с первых страниц продемонстрировал: армия дренаев разбита вагрийцами, король убит, кое-где тлеют очаги сопротивления, а большинство жителей, в том числе и главные герои рассчитывают унести ноги и не попасть победителям под горячую руку. Казалось бы, о чем тут вообще писать роман?
Дальше — больше. Первое же знакомство героев продемонстрировало совершенно картонные, на первый взгляд, персоны со странной мотивацией действий. Особенно порадовал главный герой — наемный убийца, глубоко в душе которого прячутся добрые чувства. Вот уж оригинальный персонаж! Да и прочие герои не слишком радовали глубиной характеров и продуманностью своих действий.
По ходу романа автор поочередно продемонстрировал довольно бестолковое описание военных действий, предсказуемое развитие сюжета, нелогичные поступки персонажей, регулярные чудесные спасения своего героя, периодическое извлечение роялей из кустов, однообразная отвратительность отрицательных персонажей. Описание мира, в котором происходит действие очень поверхнсотно. Язык романа не блещет особым богатством, а характеристики персонажей — разнообразием. Казалось бы, половины сказанного достаточно, чтобы закрыть роман на середине.
Однако, у романа есть и серьезные достоинства, которые в значительной мере уравновешивают его недостатки. Не знаю, насколько осознанно автор использовал в своем произведении библейские мотивы, но первая и ключевая сцена спасения убийцей священника и их дальнейшее взаимодействие заставляют вспомнить, что согласно Евангелиям единственным человеком, которому было обещано место в раю, стал раскаявшийся разбойник. И именно мотивы борьбы добра со злом, вопрос взаимного влияния добра и зла друг на друга, проблема того, какими способами можно бороться с врагами, мотивы раскаяния в своих злодеяниях даже, казалось бы, совершенно законченных негодяев — едва ли не самое интересное, что есть в романе Геммела. С другой стороны, Геммел указывает нам, что и доброе дело, и даже настоящий подвиг можно совершить преследуя свое стремление к власти, но в конечном итоге неправедные цели всегда скажутся. Поэтому в романе много внимания уделено внутренней борьбе и душевным коолебаниям второстепенных, казалось бы, персонажей, поэтому такими интересными образами в романе выглядят генерал Карнак, Йонат, Ванек, Геллан — самые неоднозначные и реалистичные фигуры. Именно то, что доброе дело всегда будет достойным образом вознаграждено, что любые потери и беды еще не обязательно ставят крест на всей жизни, что надо бороться до тех пор, пока сохраняется хоть самый минимальный шанс — и есть тот вывод, к которому автор приводит своего читателя.
Да, во многих эпизодах Геммел кажется несколько наивным и прямолинейным для искушенного взрослого человека. Но научить юного читателя многим правильным вещам роман Геммела, безусловно, в состоянии. Я рекомендовал бы эту книгу тем любителям фэнтези, для которых чувства и мысли героев важнее проработанного антуража.
P.S. Представьте себе, как изменилась бы история нашего мира, если бы некий разбойник, спасая своих товарищей, заодно отбил бы израненного Христа у римских солдат?