http://www.fantlab.ru/images/editions/big/52988" align=right style='margin-left:10px; max-width:600px'>
Под самый занавес уходящий год преподнес мне еще один приятный сюрприз — знакомство с творчеством Брендона Сандерсона. Пожалуй, наряду с Ротфуссом — это самые яркие писатели, чьи произведения опубликованы в серии «Мастера меча и магии» в этом году.
Во-первых, отмечу достаточно неожиданный сюжет, использующий как стандартные, так и совершенно оригинальные ходы. Россия — колыбель трех революций. Казалось бы, кому как не отечественным авторам-фантастам воспеть революционную романтику и тяжелые будни подполья? Тем не менее, после «Обитаемого острова» и «Силайского яблока» я и не припомню, чтобы наши авторы написали что-то толковое на эту тему. А вот американец Сандерсон создал очень интересный роман, в котором угнетенные скаа борются за свою свободу и пытаются сбросить безжалостную власть бессмертного лорда-правителя. И, на мой взгляд, эта история заслуживает внимания.
Во-первых, привлекают внимание яркие, интересные характеры персонажей. Очень хорош образ Кельсера, который из обычного жулика становится своеобразным «профессиональным революционером», яркого лидера, создавшего свою команду и поставившего перед собой и своими людьми почти невозможную цель. Еще одна большая удача автора — образ Сейзеда, хранителя погибших религий, человека на редкость спокойного, невозмутимого и преданного, обладающего многими скрытыми талантами. На их фоне главная героиня Вин несколько проигрывает. Слишком уж автор подчеркивает некоторые ее черты характера, слишком стремительной получилась ее эволюция. Впрочем, даже второстепенные персонажи из числа подпольщиков обладают собственной индивидуальностью. Невозможно перепутать Бриза и Хэма, Марша и Доусона. А вот их противники, наоборот, крайне схематичны. Ни в лорде-правителе, ни в инквизиторах, ни даже в прочих лордах мы не видим людей, а видим только негодяев, порождение абстрактного зла. И даже характер Эленда Венчера не раскрывается полностью, например, непонятно, к чему же он на самом деле стремился.
Во-вторых, запоминается необычная магическая система, придуманная Сандерсоном. Что вы слышали об аломантии и ферухимии? Ничего? А ведь эти системы магии, основанные на использовании свойств металлов, тщательно проработаны автором и дают весьма необычные возможности для героев книги.
В-третьих, произвело сильное впечатление то, с каким реализмом описано происходящее. Привычно, когда хитроумные планы героев легко воплощаются в жизнь, хотя на деле так бывает крайне редко. У Сандерсона все не так. Раз за разом замыслы Кельсера срываются из-за ошибок или нетерпеливости его соратников. Он попадает в ловушки врагов, теряет своих людей, меняет свои планы и снова и снова пытается достичь своей цели. Автор умело сочетает спокойный ритм повествования и мощное напряжение, возникающее в ключевые моменты романа. В итоге чувствуешь, что победа положительным героям отнюдь не гарантирована и действительно сопереживаешь им.
Запомнился удачный ход с найденным дневником лорда-правителя и неожиданный исход этой истории. Это позволило и познакомить читателя с предысторией событий и придать роману определенную глубину и дать интересный ответ на одну из ключевых загадок романа.
Есть у романа и слабые места. Так, мир проработан весьма поверхностно, а некоторые детали, вроде падающего с неба пепла, эффектны, но достаточно неправдоподобны. Чересчур бестолковыми выглядят противники главных героев. Удивительно, что никто из аристократов не заподозрил Вин. Странно, что столь разветвленный заговор не был раньше времени выявлен инквизиторами. Впрочем, общего положительного впечатления от книги это не портит.
Главный вывод — перед нами увлекательный и необычный фэнтезийный роман от многообещающего автора, который может порадовать самые широкие круги читателей.