Аластер Рейнольдс «Тройка»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Твёрдая» научная фантастика )
- Общие характеристики: Производственное
- Место действия: Наш мир (Земля) (Россия/СССР/Русь ) | Вне Земли (Астероиды, кометы и окраины Солнечной системы )
- Время действия: Близкое будущее
- Сюжетные ходы: Путешествие к особой цели | Артефакты | Контакт | Изобретения и научные исследования
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Любой
Астрофизики и космонавты Второго Советского Союза изучают масштабный чужеродный космический объект, внезапно появившийся прямо внутри Солнечной Системы. Ведомые любопытством и долгом перед Родиной, двое космонавтов на «Союзе» проникают внутрь объекта и вступают в прямое и необратимое взаимодействие с конструкцией, получившей название Матрёшка.
Входит в:
— антологию «Godlike Machines», 2010 г.
— антологию «The Year's Top Short SF Novels», 2011 г.
— сборник «Beyond the Aquila Rift: The Best of Alastair Reynolds», 2016 г.
Номинации на премии:
номинант |
Локус / Locus Award, 2011 // Повесть | |
номинант |
Мемориальная премия Теодора Старджона / Theodore Sturgeon Memorial Award, 2011 // Лучшее произведение малой формы | |
номинант |
Хьюго / Hugo Award, 2011 // Повесть | |
номинант |
Премия Сэйун / 星雲賞 / Seiunshō, 第43回 (2012) // Переводной рассказ |
- /языки:
- русский (2), английский (4)
- /тип:
- книги (5), цифровое (1)
- /перевод:
- А. Ахмерова (2)
Электронные издания:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
smith.each, 9 сентября 2020 г.
Автор «Мира Фантастики» опубликовал рецензию на сборник повестей Рейнольдса, в которой сообщил, что «при прочтении [у него] возникло ощущение, будто «Тройка» написана в конце 60-х кем-то из советских фантастов». Если предположить, что альтернативная вселенная, существующая в голове рецензента, в своей основе совпадает с фантазиями Рейнольдса, то согласиться нетрудно — такое ощущение имеет место. Проблема в том, что и тогда подобная оценка не билась бы с заведенными в их воображаемой реальности законами.
Я решительно не понимаю, о каких деталях бытописания космонавтов писали уважаемые коллеги по «Фантлабу». Кроме нескольких упоминаний о том, что главный корабль стал для экипажа «шумным и вонючим домом», а также парочки сдержанных экшн-эпизодов, в которых командир, отчаянно заломив губу, пилотирует поочередно «Союз» и «Прогресс», никакого погружения в детали космического приключения в повести нет. Герои не принимают пищу, практически не общаются с ЦУПом (впрочем, все равно там сидят одни лишь грозные bolsheviks — но об этом позже), а любые научные исследования и телеметрические измерения и вовсе почти всегда остаются за кадром.
На Земле все то же самое. Трагедия профессионального банкротства ученой-астронома, которая первой разгадала тайну происхождения космического объекта, заключена в скупом описании неприглядного жилища и ветхой одежды. Ставший результатом ее научной деятельности карьерный крах вынесен за скобки и для читателя сформирован в нескольких предложениях со сквозным смыслом: ... а потом на нее вылили ушат помоев и с позором исключили из комсомола.
История развивается во второй по счету инкарнации «Советского Союза», каким-то неизвестным способом сумевшим возникнуть в недалеком будущем. Что поспособствовало очередному генезису социалистического государства? была ли некая революция? почему СССР-номер-два в исполнении Рейнольдса так похож на набившую оскомину империю зла из голивудской «клюквы»? — никаких ответов читателю не дадут. Квази-советская эстетика автору нужна только для того, чтобы создать чувство неотвратимой гибели человечества, избравшего ошибочный (а как иначе?!) путь. А еще для того, чтобы накрутить побольше тревоги и саспенса — по той же причине и «земная» часть повести развивается непременно ночью, холодной зимой во время снегопада (понятно — Союз же).
Грозные bolsheviks прячутся за каждым предложением и, честно говоря, мешают наслаждаться не самой плохой историей о контакте с космическим чудом. Вот мимо героя проехал жуткий черный ЗИЛ, вот из него выпрыгнули три «ответственных лица» в неизменных шляпах и пальто. Вот пожилая женщина-астроном предлагает главному герою сходить за хлебом, как бы невзначай добавляя: «Если не пойти сейчас, его [хлеба] не останется». Вот Рейнольдс описывает мощные губы каменного изваяния очередного Вождя, строго взирающего на трусливо прячущихся по холодным (да-да, один из персонажей повести говорит герою, мол, «за телевизорами у нас следят внимательнее, чем за отоплением») баракам граждан.
Партайгеноссе, разумеется, неусыпно следят за космонавтами, фиксируют каждое произнесенное вне скафандра слово. Главный герой признается: он дольше других служит Родине, а потому знает, как руководство наказывает за любой промах. «Лучший вариант — тюрьма. Худший — бутылка водки и заряженный револьвер».
Кстати, водка в этой повести играет роль обязательного атрибута советского космонавта. Состыковались? Давайте по рюмашке! Грустно? Пара минут рефлексии — и опять-таки водка! В конце концов, при «худшем варианте» ответственный товарищ — так уж и быть — цинично предложит откупорить бутылку «на посошок». Удивительно, что блестящий знаток инженерных вопросов и астрофизических законов, Рейнольдс тем не менее полагает, что без водки ни одна советская ракета не способна взлететь с Байконура.
Мне не хочется давать оценку фантастической составляющей повести. Во-первых, сюжетная сердцевина здесь не нова — предугадать основной поворот истории сможет любой читатель, прочитавший пару-тройку фантастических произведений о покорении космоса. Во-вторых, авторскую мораль, которую артикулирует главный герой, я не просто не принимаю, а считаю откровенно дурацкой и непоследовательной. Причина, из-за которой в Солнечной системе появился загадочный космический объект, настолько ненадежна и логически слаба, что оставляет впечатление, будто продиктована одним лишь авторским произволом.
Знаете, я совершенно нормально отношусь к ненавязчивой «клюкве», а уж тем более к известным невинным клише о советской/российской истории, которые давно стали обязательными спутниками иноязычной популярной литературы. Даже корявые формы общения выдуманных советских граждан не режут глаз, а наоборот — умиляют и придают некой серьезности происходящему. В той же «Тройке» раз за разом воспроизводятся примерно такие диалоги:
— Товарищ Дмитрий Иванов, а ты протер стекло гермошлема?
— Да, товарищ Галина! А ты?
В «Тройке» раздражает другое. Рейнольдс, который обоснованно претендует на лавры современного Лема или Кларка, с вопиющей небрежностью отнесся к проработке фактуры, свалил в кучу все возможные штампы и побрезговал осветить авторской фантазией грани небезынтересного, в общем-то, космического приключения. Обидно.
Manowar76, 7 октября 2023 г.
Рейнольдс в космической фантастике прекрасен.
Повесть — уникальная вещь! По плотности событий даст фору некоторым романам.
Раньше я скептически относился к космическим историям в ближнем космосе. Но, с другой стороны, всегда, со времен «Реликта» Головачева, любил рассказы о мегалитических космических артефактах.
Читать «Тройку» было захватывающе. Приключения экипажа русского корабля, исследующего гигантскую «Матрешку» на задворках Солнечной системы. Последствия полёта. Второй Союз на месте России.
Действие происходит в будущем, на территории России. Немного клюквенный ретрофутуризм. ЗИЛы, хрущевки, одну из героинь зовут Неш Петрова. Простое русское имя. Стереотипные, но при этом вполне реалистичные представления автора о России не раздражают.
Неожиданная яркая находка. Практически эталонная космическая фантастика в жанре «Godlike Machines».
Слово автору:
«Эта вещь была написана для Джонатана Стрэна, когда он готовил антологию «Godlike Machines» – о загадочных мегасооружениях и иных инопланетных артефактах.»
С каким бы удовольствием я бы почитал этот сборник!
«Тройке» — десятку!
10(ЗАХВАТЫВАЮЩЕ)
neli mustafina, 9 октября 2023 г.
Окрыленная отзывом о книге фантлабовцем Manowar, нашла таки эту повесть.
Что ж, он прав. Прочла мгновенно. Сюжет затягивает и не даёт оторваться. Несмотря на стереотипное «голливудское» восприятие Союза. Это я про страну. Хоть там и ракета Союз тоже была.
На наклонной к солнечной системе орбите обнаруживается объект, который раз в 12 лет сближается достаточно чтоб лететь к нему. И вот отправлена ракета с экипажем из трех человек. Дабы разузнать что это такое и с чем его съесть. Артефакт оказывается неким засланцем из будущего, чтобы исправить прошлое. И прошлое именно России. И никого другого...
Покоробило и описание экипажа, и самой ракеты.
Ощущение, что писал кто то из древних 60-х годов прошлого века. Ну да бог с ним...может клише на российских космонавтов им прописывают как данность? А без этого — низззя?!!
Так кто ж тогда более свободен? Не ожидала я от астрофизика такого.
Короче, как я поняла, — повесть написана ради того чтоб еще раз нас ткнуть носом в наше сообщество и сказать что опять не туда свернули: прости, Юра, мы всё просрали...
Повесть написана в 2010.
SeverianX, 13 января 2024 г.
«Тройка» – повесть из сборника Аластера Рейнольдса «Медленные пули». После прочтения осталось приятное, хотя и несколько неоднозначное впечатление. Что не понравилось? Стереотипное голливудское описание России. Точнее перед нами не Россия будущего, а Второй Советский Союз, созданный по образу и подобию первого. У власти снова коммунисты со всеми вытекающими из этого аспектами, возобновляется гонка вооружений и покорение космоса с девизом «Все для победы!». Так уж повелось, не люблю я «клюкву» в фантастике.
Астрономы обнаруживают масштабный объект, внезапно появившийся в Солнечной системе из «кротовьей норы». Раз в несколько лет он пролетает в непосредственной близости от Земли и снова исчезает. В ходе исследований выясняется, что объект имеет многослойную структуру, за что получает название «Матрёшка». Один из астрофизиков замечает, что объект испускает сигналы, напоминающие музыку. Трое советских астронавтов, ведомые долгом перед Родиной, отправляются на небольшом космическом корабле для изучения «Матрёшки». Там они встречают нечто, что безвозвратно переворачивает их психику и восприятие реальности.
Мне понравилось, как Рейнольдс детально описывает будни космонавтов. Тут тоже не обошлось без «клюквы» – в случае провала операции героев ждут неминуемые репрессии. Однако ими движет не только страх, но и жажда познаний.
Помимо этого, автору явно удалась вторая сюжетная линия, в которой хорошо обыграны игры разума, приключившиеся с бывшими космонавтами. Не покидает чувство паранойи, которым буквально пропитано повествование. Немало авторов размышляют о заразности безумия, но Рейнольдс подаёт это особо интересно.
Итог: Перед нами хороший образчик твердой научной фантастики. Автор детально описывает чужеродный объект и физические процессы, происходящие на нем. Не менее хорошо прописан и психологический портрет главного героя. Портят повесть только излишки стереотипной «клюквы», без которой вполне можно было обойтись.
NIKItoS1989, 3 января 2024 г.
Прекрасная повесть! Особенно, она подходит нашему странному безвременью, мрачному и обволакивающему...
Второй союз, что-то это напоминает — не правда ли? Новые гэбисты в чёрных воронках, учёных признают сумасшедшими...
Совпадения случайны, а персонажи вымышлены, но...
Тройка — это русская тройка лошадей? Это нквд-шная группа, которая могла совершать суд тройки? Или это тройка космонавтов, про которых идёт речь?
Как много метафор лишь в названии... как много их в самом произведении!
Хотелось бы глубже окунуться в этот советский нуар, но даже эта повесть погружает тебя так, что ты просто в шоке!
Поклонникам советского, чьи чувства легко оскорбляются — лучше не читать, всем остальным — рекомендую непременно!
fea, 23 января 2017 г.
Навевает воспоминания о «Рандеву с Рамой». Описания корабля, объекта и физических процессов, как всегда на высоте. Рекомендую к прочтению.
Lipka, 11 августа 2011 г.
Обязательно чтение для всех кто одновременно интересуется космическими полётами, вырос в (пост)советском пространстве и любит фантастику. Трогательно нежное, щемяще убедительное описание быта и рабочих реальностей ученого во «втором СССР». Характерное для данного автора педантичное внимание к деталям быта на космическом корабле, которые заставят подростка со складом характера типа «хочу всё знать» немедленно влюбиться и в книгу в частности, и в космос в целом.
Для поклонников творчества Рейнольдса: в финале повести проглядывается явный кивок в сторону «Города Бездны». Финал приходит резко, с первого предъявления вызывает ощущение обмана, аннулируя всё вышеописанное... но через несколько секунд приходит понимание, что скорее наоборот, он подтверждает канву истории. Вызывая сомнение только в некоторых деталях.
Ну и, наконец, писатели, говорящие про космические корабли «she», вызывают у меня неконтролируемый всплеск любви. Спасибо автору.